Как оформить доставку товара из Беларуси на склады российских маркетплейсов?

26.06.2024
Как оформить доставку товара из Беларуси на склады российских маркетплейсов?
Все рекламные возможности портала belretail.by

За последние несколько лет, тренд online-торговли заметно сдвигается в сторону маркетплейсов. Все больше людей хотят совершать покупки на Wildberries, Ozon, Яндекс маркет, Lamoda и др. площадках, и их количество все время растет. Также значительно растет и количество продавцов на маркетплейсах. Портал Infotrans.by рассказал какие документы нужны при доставке товара из Беларуси на склады маркетплейсов в Россию.

Так, число селлеров на Wildberries и Ozon в декабре 2023 года было почти 550,000, и к концу 2024 года ожидается, что их число увеличится в полтора раза и достигнет 700,000. Также в 2021 году на Wildberries подключилось около 410,000 новых торговцев. Wildberries оценивается в 294,000 активных продавцов на конец 2023 года.


С ростом объемов продаж, для продавцов становится удобной работа по схеме FBO (Fulfillment by Operator), когда селлер размещает определенный запас своего товара на складе маркетплейса (ежемесячный, еженедельный или др.), а маркетплейс, по мере поступления заказов, доставляет их конечному покупателю.


Такая схема работы очень удобна, но продавцу необходимо самому доставить партию уже собранного, упакованного и промаркированного товара на склады маркетплейса. Однако при доставке и сдаче товара есть много требований и нюансов, которые необходимо знать и соблюдать, чтобы без проблем доставить товар и сдать его на склад маркетплейса. Это и упаковка, и паллетирование, и маркировка, и оформление документов, и прочее. Если какое-то из требований не будет выполнено, то на складе маркетплейса могут отказать в приемке товара, что повлечет за собой дополнительные затраты по его возврату на склад продавца, переупаковке, повторной доставке.

Как известно, WB и Ozon, при приемке товара от селлеров на складах, сканируют штрихкоды, заранее внесенных в базу товаров и при этом, в большинстве своем, не подписывают отгрузочные документы.

И если внутри России товар можно отгружать по электронным накладным или УПД без оформления бумажного варианта, то в Беларуси это вызывает некоторые сложности у продавцов. Поскольку груз перемещается через границу и для корректного оформления отгрузочных документов, оригиналы СМR и ТН должны быть подписаны и проштампованы ПОЛУЧАТЕЛЕМ груза. А, как мы уже говорили, ни Wildberries ни Ozon в России их не подписывают.

Что делать?

Здесь на помощь приходят транспортные компании, которые постоянно занимаются доставкой таких товаров на маркетплейсы и уже знают их требования и могут предупредить причины, по которым могут отказать в приемке и устранить их.

Что касается документального оформления грузоперевозок из Беларуси (от резидента РБ) на склады маркетплейсов в Российскую Федерацию, то есть несколько вариантов оформления отгрузочных документов:

Получатель товара в товаросопроводительных документах непосредственно сам маркетплейс (российское или белорусское юридическое лицо), адрес разгрузки в СМR – РФ.

В таком случае после выгрузки товара СМR и ТН остаются не подписанными (не закрытыми грузополучателем), к ним прикладываются копии актов приемки товара из личного кабинета селлера и скрин личного кабинета, с уведомлением о том, что ваш товар принят, как правило фактическая дата выгрузки не совпадает с датой указанной в акте приемки товара.

При этом, данная перевозка будет облагаться НДС по ставке 20% и соответственно стоимость доставки увеличивается. Учитывайте это при просчетах стоимости доставки и переговорах с транспортными компаниями и перевозчиками.

Получатель товара в товаросопроводительных документах «фирма-посредник» (не маркетплейс) российское юридическое лицо, которое приходует товар, уплачивает ввозной НДС в Российской Федерации и далее реализует этот товар на маркетплейс в Российской Федерации.

Получателем в СМR указывается «фирма-посредник», а адрес разгрузки – склад маркетплейса, т.е. фактический адрес выгрузки.

Многие селлеры имеют свои юридические лица в России и используют такую схему работы. Это юридическое лицо подписывает и проштамповывает отгрузочные документы, поскольку является получателем товара. А далее продает товар маркетплейсу уже по российским УПД. Такая перевозка будет облагаться 0% ставкой НДС, при правильном оформлении отгрузочных документов и наличия оригиналов у всех участников перевозки.

Можно выделить еще один вариант, когда получатель и отправитель белорусское юридическое лицо, адрес разгрузки – РБ.

В таком случае селлер оформляет Товарно-транспортную накладную (ТТН), которая подписывается грузополучателем при приемке товара на складе.

* Бланк СМR и инструкция по ее заполнению можно скачать на нашем сайте

К сожалению, участились случаи, когда грузы отправляются на доставку вообще без сопроводительных документов или сопроводительные документы делаются только на провоз. Или вообще селлер выписывает ТТН на белорусское юр.лицо маркетплейса, с пунктом разгрузки – Минск, а по факту товар едет в Россию. Такие перевозки выявляются сотрудниками таможни и транспортной инспекции, автомобили, как правило, разворачивают на досмотр, и, при подтверждении нарушений, штрафуют виновных и могут даже конфисковать товар. Стоит ли оно того, каждый решает сам. Проконсультироваться со специалистом, при необходимости немного доплатить и спать спокойно или доверить это дело случаю, опять же решать вам.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: