Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование восприятии беларусами текущей экономической обстановки. Были опрошены 1007 жителей разных городов Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет онлайн-методом CAWI в период с 19 по 25 апреля. Среди прочего исследователи выяснили, как на фоне изменений в экономике меняются потребительские привычки беларусов в разных категориях продуктов питания и бытовых товаров.
Согласно полученным данным 40% беларусов-горожан считают, что за последние 12 месяцев положение дел в экономике Беларуси ухудшилось. Но еще больше людей – половина населения – ожидает и дальнейшего ухудшения ситуации в течение ближайшего года.
Полную версию отчета по результатам исследования можно скачать в Telegram-канале @belretail_by.
Снижение доходов, негативная оценка ситуации в экономике и пессимистичные ожидания приводят к низкому значению индекса потребительской уверенности. Это, в свою очередь, негативно влияет на платежеспособный спрос и снижает объемы потребления, вынуждая население менять потребительские привычки и прибегать к экономии.
По мнению жителей Беларуси больше всего выросли цены на продукты питания, бытовую химию, лекарства и общественный транспорт, т.е. те категории, которыми они, вероятно, пользуются каждый или практически каждый день.
Рост цен определяют как значительный – 1/3 потребителей заявили, что цены выросли более, чем на 20%.
Резкий скачок цен вынуждает более 65% городских беларусов прибегнуть к экономии. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией. Другие модели (покупка б/у товаров, закупки впрок, незапланированные покупки и т.д.) распространены сильно реже.
Изменяя свои потребительские привычки в сторону экономии, беларусы комбинируют сразу множество способов: 2/3 экономящих применяют шесть и более вариантов экономии одновременно. Самые распространенные из них – поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (~90%).
Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике.
Отказ от покупки чаще характерен для бытовой техники и развлечений. Более 70% экономящих сократили расходы на продукты питания. Среди них больше половины экономят на всех категориях продуктов, полный отказ чаще характерен для алкоголя, сладостей, снеков и готовых блюд.
Потребительские привычки значительно реже менялись только на подкатегории товаров ежедневного спроса – молочные продукты, соль/сахар, хлеб, крупа/мука/макароны. При этом те, кто все-таки экономит на этих товарах, стараются искать акции и выбрать более дешевые места для покупки.
Для сладостей, готовых блюд и алкоголя в качестве стратегии экономии выбирают снижение потребления – покупают меньше этих товаров. Схожая стратегия характерна для покупки готовых блюд из мяса и фруктов с овощами.
В целом от товаров из категории бытовой химии отказываются в меньшей степени, чем от продуктов питания.
При этом отказываются в первую очередь от товаров не первой необходимости: средств для ухода за волосами и декоративной косметики.
На важных для базовой гигиены вещах экономят значительно реже. При экономии на этих категориях придерживаются стратегии поиска товаров на скидке, а покупка чаще совершается в дискаунтерах. В сфере услуг также наблюдается значительное снижение потребления.
Большинство начало экономить на всех видах услуг, вне зависимости от частоты пользования. Больше всего – на увлечениях, косметических услугах и такси.
Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34%), походов в кафе и рестораны (27%), такси (18%) и путешествий (20%).
К покупке впрок прибегнул каждый пятый городской житель Беларуси. впрок закупали базовые категории – бытовую химию и продукты питания.
Среди продуктов питания в первую очередь закупались товарами длительного пользования: крупой/мукой/макаронами, сахаром и солью, кофе и чаем, в бытовой химии – порошками и туалетной бумагой.
Полную версию отчета по результатам исследования можно скачать в Telegram-канале @belretail_by.
Справочно:
Центр системных бизнес-технологий SATIO – ведущая компания в сфере профессиональных маркетинговых услуг в Беларуси. Компания предоставляет полный спектр маркетинговых услуг по исследованию рынков товаров и услуг, потребительского поведения, конкурентному анализу по всей Беларуси и за ее пределами. В портфеле компании более 150 кейсов с белорусскими и зарубежными брендами.