На прошедшей недавно конференции «Дни маркетинга, рекламы и брендинга» директор международного агентства социальных и маркетинговых исследований МАСМИ Татьяна Лисицкая представила тренды поведения белорусских потребителей на 2024 год и как жители Беларуси планируют тратить деньги.
Исследование проводилось в феврале 2024 года, В нем принимали участие мужчины и женщины в возрасте с 18 до 60 лет, проживающие в областных городах Беларуси.
Итоги 2023 года и перспективы 2024
Результаты опроса показали, что 79% респондентов в целом положительно оценили 2023 год. Еще бОльший процент (82%) респондентов ожидают позитивных изменений в 2024 году. Однако, есть определенные опасения и тревоги. Больше всего белорусы опасаются столкнуться с проблемами со здоровьем, снижением доходов и ростом цен.
Интересно, что молодежь в возрасте 18-24 года больше всего опасается сложностей в отношениях с близкими людьми.
Большинство опрошенных (76%) рассчитывают на повышение зарплаты в этом году. Это ожидание включает как незначительное, так и значительное увеличение доходов. Однако, для работодателей такие ожидания могут быть вызовом.
Только 26% респондентов связывают повышение своих доходов с переходом в другую компанию. Остальные видят возможности для повышения зарплаты на текущем месте работы, связывая это с увеличением стажа работы, повышением квалификации, расширением обязанностей или переводом на другую должность.
Среди основных причин понижения зарплаты респонденты указали финансовые проблемы компании, увольнение с работы, понижение в должности и уход в декретный отпуск.
Покупательские тренды
Интересно, что при покупке товаров особое внимание уделяется торговой марке. Это особенно проявилось в категории продуктов питания, где около 30% покупателей считают бренд важным фактором. Однако здесь следует учитывать, что данная цифра относится к категории «продукты питания» в целом, но в различных подкатегориях данный показатель может отличаться от среднего.
На что белорусы планируют увеличить траты?
Больше всего в 2024 году респонденты планируют тратить на отдых и отпуск (33% от планируемых трат), на товары для детей (26%) и на одежду и обувь (23%).
Потребители планируют тратить меньше на сигареты и алкоголь, что указывает на стремление к более здоровому образу жизни. Соответственно, ожидается снижение расходов на лекарства и медицинское лечение.
Основными источниками информации о товарах и услугах являются Социальные сети и блоги (74%), новостные сайты в интернете (59%) и мессенджеры (47%). Меньше всего потребляют информацию из ТВ, радио и печатных изданий.
Накопления
88% респондентов заявили о планах на накопление в 2024 году. 36% будут откладывать деньги прежде всего на отдых и отпуск. Молодые люди в возрасте 25-34 лет значительно чаще планируют откладывать на недвижимость.
Для возрастной группы 18-24 лет приоритетным является накопление на образование.
Основным источником накоплений является часть зарплаты, а 20% планируют использовать кэшбэк и бонусы от банковских карт для накоплений.
Выводы:
82% респондентов оптимистично смотрят на 2024 год.
76% рассчитывают на повышение зарплаты.
Значительная часть опрошенных планирует увеличить расходы на отпуск и делать целевые накопления на отдых.
Основой источник информации – социальные сети и онлайн площадки.