Белорусский институт стратегических исследований (BISS) провел исследование общественного восприятия теневой экономики и оценке вовлечения граждан Беларуси в теневую деятельность. Беларусь оказалась в лидерах среди других исследуемых стран по ряду ключевых показателей.
Цель исследования — продемонстрировать и проанализировать результаты репрезентативных опросов восприятия теневой экономики жителями Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Швеции. Опросы проводились в мае-июне 2015 года одновременно всо всех указанных сранах.
BISS выступил в качестве участника исследовательского консорциума, который был организован и работал под руководством Литовского института свободного рынка Литвы (LLRI).
В исследовании используется «узкая» трактовка термина «теневая экономика», включающая рыночное производство исключительно законных товаров и услуг, которые намеренно скрываются от государственных органов. Уникальность данного исследования состоит как в широком региональном охвате (шесть стран одновременно), так и в унификации методологии анализа. Опросы проводились исследовательской компанией SprinterResearch методом CAWI (ComputerAssistedWebInterview). Общая выборка составила 6035 респондентов, выборка по Беларуси — 1002 (18-75 лет, структурированная по полу, возрасту и типу населенных пунктов).
Некоторые результаты исследования
Вероятность быть пойманным, приобретая товар или услугу у продавца, который не регистрирует продажу или не уплачивает налоги
В том, что касается вероятности быть пойманным, покупая что-либо у продавца, который не регистрирует продажу или не платит налоги, Беларусь также занимает второе место (53% респондентов считают, что вероятность низкая или очень низкая, а 46% — что высокая или очень высокая”) и демонстрирует результаты, более всего схожие с польскими.
Восприятие наказания за приобретение товара или услуги у продавца, который не регистрирует продажу или не уплачивает налоги
Оправдание покупок в легальных магазинах, когда покупатель знает о том, что продавец не регистрирует оплату
Особый интерес вызывает то, что белорусы чаще других респондентов из пяти стран выбирают варианты ответа: «товары и услуги легко доступны на сером рынке», и «очень сложно или невозможно найти конкретный товар и услугу легально». Также белорусы реже всех остальных ссылаются на высокую стоимость легального приобретения товара или услуги как на причину покупки в серой экономике.
Причины совершения покупок «в тени»
Сколько денег белорусы тратят на теневые покупки? В рамках исследования респондентам предложили оценить ежемесячные траты «в тени» по определенной шкале.
Ежемесячные траты на товары и услуги, приобретаемые «в тени» (среднее взвешенное в евро)
Больше всего денег в тени тратится шведами, белорусские респонденты по своим ответам ближе всего к латвийским (59 и 57 евро соответственно). Это может быть также связано и с уровнем цен и доходов в этих странах.
Опыт совершения покупок у легального продавца, но без чека
Как видно из диаграммы, 17% респондентов из Беларуси иногда (до 10 раз в год) или регулярно (более 10 раз в год) совершают покупки и не получают чек от продавца. Чемпионом по покупкам без чека являются литовские респонденты: их доля — 31%.
Опыт совершения покупок у нелегальных продавцов
Ежемесячный доход от теневой занятости (взвешенный средний показатель)
Объем нерегистрируемых покупок в пропорции к ВВП
Основные выводы исследования, касающиеся Беларуси:
— Объем теневой занятости (работа без оформления или получение зарплат в конверте) в Беларуси является наибольшим в сравнении с другими странами, в которых проводилось исследование и может быть оценен в 33% от ВВП.
— Объем совершаемых покупок «в тени» (у продавца, которые не декларирует транзакцию или не является легальным) также больше, чем у пяти других стран и может быть оценен в 4.9% от ВВП.
— Белорусские респонденты понимают риски быть пойманными и воспринимают наказание как достаточно суровое.
— Сектора, в которых теневая деятельность наиболее распространена: строительство и ремонт, оптовый и розничный бизнес, связанный с торговлей одеждой и продуктами питания, автомобильный бизнес, а также бизнес, связанный с продажей бытовой техники.
— Вовлечение в теневую экономику белорусы объясняют экономическими причинами (стоимость товаров на «сером» рынке ниже, заработная плата «в конверте» позволяет избежать налогов и, соответственно, увеличивать доход). Снижение цен и рост доходов могут снизить объём «теневого» сектора.
— Более экономически активные люди (мужчины, люди с более высоким доходом) оценивают риски от участия в теневой деятельности как более низкие. Это является дополнительным драйвером развития теневого сектора, т.к. эти люди могут выступать как лидеры мнений.
— Занятость в теневой экономике более характерна для наименее социально защищенных групп. Такие тенденции делают этот феномен ещё более социально опасным.
При этом, теневая экономика вредит государству, но имеет и обратный эффект — она создает экономическую стоимость. И с точки зрения общественного выживания в кризис, учитывая негативные прогнозы белорусской экономики и сложности с поддержанием в стране перераспределительной модели, уход в тень может быть естественным эффектом и своеобразной подушкой безопасности.
Скачать полный отчет по результатам исследования.