Беларусь ждет поголовная e-коммерциализация

05.08.2015
Беларусь ждет поголовная e-коммерциализация

В ближайшие несколько лет рынок e-commerce может совершить революцию в розничных продажах в Беларуси. Технически это возможно уже сегодня — остается ждать, когда для этого созреют продавцы и покупатели, считает совладелец компании  «ИКомЧардж» ООО Александр Шостак. Эта компания под брендом bePaid предоставляет  услуги по приёму и обработке карточных онлайн-платежей, а также систем защиты от мошенничества и управлению рисками для игроков рынка e-commerce.

«Уже сегодня в Беларуси есть все необходимые технологии для того, чтобы полностью обеспечить запросы как продавцов, так и покупателей в сфере электронной коммерции. Другое дело, что в силу психологии покупателей, а также отсутствия необходимых знаний в этой сфере у продавцов процесс тормозится. Остается ждать, когда они созреют и подталкивать их к этому, проводя образовательные семинары и мастер-классы», — отмечает Александр Шостак.

Эксперт подчеркивает, что рынок e-commerce в Беларуси — один из самых быстрорастущих в стране. Ежегодно он прирастает на 15-20%. В 2015-м году ощутимый толчок ему дал «Евроопт», организовав возможность приобретения продуктов через интернет. «Новая услуга крупнейшего розничного продавца в Беларуси очень быстро стала популярной и он уже готов расширить ее на областные центры. Это серьезный прорыв, благодаря которому значительно вырастет как оборот в e-commerce (в 2014-м году он составлял порядка $450 млн), так и количество покупателей», — считает Александр Шостак.

В то же время, он отмечает, что большинство услуг, которые в Беларуси относят к e-commerce, на самом деле являются «неполноценными». Согласно исследованиям, проведенным осенью прошлого года торговой площадкой kupi.tut.by, около миллиона белорусов совершают покупки в интернете. Но, если честно, большая часть из них совершают выбор товара в интернете, а покупку совершают оффлайн и, чаще всего, платят наличными курьеру. Согласно этим исследованиям, лишь 17% покупателей расплачиваются карточкой непосредственно на сайте продавца.

«Вариант, при котором покупка оплачивается наличными, едва ли тянет на полноценную e-commerce. Почему так происходит? Проблемы есть как у продавцов, так и у покупателей», — уверен Александр Шостак.

«Продавцы до сих пор не могут наладить нормальный прием платежей с карточек на своих сайтах. Когда объясняешь, насколько это просто — они удивляются. В Беларуси уже много лет говорят о финансовой грамотности населения — однако она, похоже, ориентирована лишь на потребителей, а не на продавцов», — продолжает эксперт.

Правда, признается он, есть и определенный психологический барьер у покупателей. «Слишком громко звучат новости о мошенничествах с банковскими картами. И если, допустим, орудующим в торговом центре вором-карманником никого сегодня не испугаешь, то любое сообщение о мошенничестве с банковской карточкой пугает потребителей не на шутку. В результате число людей, совершающих платежи карточками на сайтах, растет медленнее, чем нам хотелось бы», — отмечает Александр Шостак.

Тем не менее, считает он, белорусский рынок близок к прорыву: преодолению и недостатка информации об организации платежей на сайте для продавцов, и «взятию» психологического барьера у покупателей.

«Думаю, динамика роста рынка e-commerce в Беларуси не только сохранится. Он будет расти еще быстрее. Сумма в $450 млн звучит, казалось бы, внушительно. Но вот цифра в 1,5% — именно столько занимает рынок e-commerce в общем белорусском — выглядит смешно. Думаю, в ближайшее время она вырастет, как минимум, в два раза, а к 2020 году достигнет отметки в 10%. Ну а процент людей, расплачивающихся карточкой на сайте, приблизится к отметке в 50%», — уверен А.Шостак.

«Безусловно, догнать Западную Европу в сегменте e-commerce практически невозможно. Но вот немного сократить разрыв — вполне реально», добавил он.

«Ждать полной e-коммерциализации Беларуси в ближайшее время не стоит — всегда будет много людей, желающих потрогать товар своими руками перед покупкой, увидеть его собственными глазами, просто любящих шоппинг. В ближайшие лет пятьдесят оффлайн-торговле ничего не угрожает и торговые центры не опустеют. Однако для тех, кто предпочитает совершать покупки, сидя в уютном кресле дома, скоро наступит настоящий рай — они смогут приобрести практически любой товар или услугу, за исключением запрещенных законом», — утверждает представитель компании BePaid.

По теме: