Автомобильный ритейл Беларуси: итоги продаж 2014 года

19.02.2015
Автомобильный ритейл Беларуси: итоги продаж 2014 года

Ресурс Domkrat.by. представил итоги белорусского рынка новых автомобилей с учетом показателей дилеров, не входящих в Белорусскую автомобильную ассоциацию (БАА).

Напомним, что недавно БАА обнародовала итоги рынка по данным продаж дилеров, входящих в БАА. С учетом показателей дилеров, не входящих в Ассоциацию, ситуация выглядит более объективно.

Дилеры, которые не входят в БАА

- дилер Chevrolet, Opel и Cadillac «Мультимоторс»,

- дилер Honda «Паритетсервис»,

- дилер Suzuki «Белавтоконтинент»,

- автомобили белорусской сборки Geely и Zotye,

- официальный дистрибьютор УАЗ «Внедорожник».

По мнению экспертов, прошлогодняя ситуация на рынке новых авто в Беларуси не имела прецедентов в предыдущие годы и надолго запомнится как дилерам, так и покупателям. На протяжении последних лет белорусские автоэксперты говорили, что в перспективе потенциальная емкость местного рынка составляет около 50 тысяч новых автомобилей. При том, что реальные продажи варьировались от 13 тысяч новых авто в 2010 году до 29 тысяч — в 2014 году.

В 2014 году в Беларуси было зарегистрировано свыше 50 тысяч новых автомобилей! Правда, белорусские дилеры продали лишь немногим более половины от этой цифры — вторую половину белорусы ввезли в частном порядке из России.

Причины неожиданного для Беларуси «хапуна» хорошо известны. Если пару лет назад соотечественники только начинали ездить в Россию за определенными марками и моделями, которые там стоили дешевле, то стремительная девальвация российского рубля во второй половине 2014 года превратила Россию в автомобильный «Эльдорадо». Белорусы и казахи получили возможность купить себе новые автомобили по небывало низким ценам, о которых они в Таможенном союзе уже успели позабыть.

Тем временем белорусские автодилеры, работающие с российскими импортерами (Lada, Nissan, Renault, Subaru, Suzuki, Toyota), а также поставляющие модели российской сборки (Citroen, Hyundai, Kia, Peugeot, Volkswagen), тоже, кто как мог, воспользовались падением курса российского рубля — конец прошлого года прошел у них под девизом «налетай — подешевело!» Дилеры и импортеры, которые по тем или иным причинам не перешли на контракты с российскими представительствами, потеряли часть своих клиентов в прошлом году и, при дальнейшем диспаритете цен на их модели в РБ и РФ, продолжат терять клиентов в наступившем году. Следующий график (предоставлен БАА) наглядно демонстрирует, как изменились продажи большинства брендов в 2014 году по отношению к 2013 году.

 продажи большинства автомобильных брендов на белорусском в 2014 году по отношению к 2013 году.

Как видим, почти все бренды, которые оказались в «плюсе», работают с российскими представительствами и продают новые автомобили по российским (или близким к ним) ценам. Назревает вопрос: почему же не все белорусские дилеры перешли на поставки от российских импортеров? Ведь диспаритет цен между РБ и РФ возник гораздо раньше, чем рухнул российский рубль... Тут все сложнее, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, отношения дилеров с производителями и их региональными представительствами строятся не один год: заключаются контракты, налаживается логистика поставок, определяются отпускные цены и ежегодные квоты поставок новых автомобилей. Поэтому простого желания работать с российским представительством - недостаточно. Да и сами производители не заинтересованы в том, чтобы дилеры «кочевали» от одного регионального импортера к другому в зависимости от колебаний валютных курсов и других факторов. Хотя процесс, как говорится, пошел. В прошлом году белорусский импортер Volkswagen организовал поставки Tiguan российской сборки и продолжает расширять список моделей, поставляемых из России. На российские поставки постепенно переходят дилеры Chevrolet и Opel. Белорусский импортер Skoda на днях объявил о начале поставок моделей Rapid, Octavia и Yeti российской сборки - разница в цене по сравнению с теми же моделями, но из Чехии, достигает 40%. В премиум-сегменте уверенно увеличивает свою долю рынка дилер Jaguar Land Rover «Атлант-М Британия», который также работает с российским представительством. Белорусским импортерам Audi, Daimler AG и Porsche, которые работают напрямую с производителями, а также дилерам BMW и Volvo не остается ничего иного, кроме как выбивать для себя более выгодные условия - иначе их потенциальные клиенты по-прежнему будут смотреть в сторону России.

Еще один интересный вопрос: почему и раньше в России многие модели продавались дешевле, и почему даже сейчас, после двукратной девальвации российского рубля, новые автомобили не подорожали у соседей в 2 раза? Российский автомобильный рынок - один из крупнейших в Европе, конкурентов на рынке много, ставки высоки. Автопроизводители вынуждены демпинговать (естественно, за счет своей прибыли) и даже в текущей ситуации поднимают цены постепенно и осторожно: на 5-10-15-20%. Похоже, что они готовы работать себе в убыток - лишь бы не спугнуть тех клиентов, кто еще не успел купить себе новое авто в прошлом году. А таких - все меньше. Продажи новых авто продолжают падать (минус 22,4% в январе 2015 года), импортеры пересматривают планы продаж, а российские автозаводы и сборочные предприятия сокращают производство или вообще приостанавливают производство на недели и даже на месяцы... По самым оптимистичным прогнозам, российский рынок сократится в 2015 году еще на 25%, и первая половина года будет для их дилеров самой сложной за многие годы.

Белорусским дилерам будет не легче. Во-первых, из прогноза продаж на 2015 год можно вычитать как минимум половину из тех 25 тысяч новых авто, которые были куплены белорусами в России. Во-вторых, есть риск дальнейшей девальвации белорусского рубля, которая негативно повлияет на покупательскую способность. В любом случае, рынок новых авто в 2015 году продолжат делить между собой марки и модели, поставляемые из России - статистика продаж 2014 года (см. ниже) говорит сама за себя.

Но для дилеров есть пара позитивных моментов от прошлогоднего автомобильного бума. Практически все эти 50 с лишним тысяч новых автомобилей, появившихся в Беларуси в 2014 году, через несколько месяцев начнут приезжать к ним на регламентное техобслуживание - если, конечно, их владельцы не хотят лишиться гарантии. Практически все эти 50 тысяч владельцев прочувствуют, что такое «новый автомобиль» и, не считая определенной доли невезучих и ретроградов, больше никогда не посмотрят в сторону «бэушки».

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси в 2014 году

Напомню, что в 2013 году рынок новых автомобилей в Беларуси установил рекорд 28810 единиц. В 2014 году всеми белорусскими официальными дилерами был продан 28989 новых автомобилей (24481 легковой автомобиль и 4508 коммерческих автомобилей).

 статистика продаж новых автомобилей Беларусь 2014 год

По итогам 2014 года марка Renault впервые заняла первое место по продажам новых авто в Беларуси, опередив с большим отрывом прежнего «№1» Volkswagen. Автомобили Kia впервые продавались лучше, чем продукция «АвтоВАЗа». Прорывом года можно смело назвать Nissan. В 2014 году белорусский дилер Nissan «Драйвмоторс» провел успешные переговоры с «Ниссан Мотор РУС» и уравнял свои прайс-листы с российскими, а также открыл новый большой автоцентр на севере МКАД. Результат — шестое место в общем зачете и титул самого продаваемого японского бренда в Беларуси. Toyota, также установившая российские прайс-листы, прогрессировала не так быстро - сказывается отсутствие бюджетных моделей. Интересный факт: белорусы продолжают отдавать предпочтение Kia, тогда как в России Hyundai Accent и ix35 опережают по продажам своих «собратьев» Kia Rio и Sportage.

Легковые автомобили

В 2014 году белорусские дилеры продали 24481 новый легковой автомобиль - для сравнения, в 2013 году этот показатель составил 23991 автомобиль. Распределение брендов в сегменте «легковушек» выглядит следующим образом:

 статистика продаж новых автомобилей Беларусь 2014 год в сегменте Легковые автомобили
 статистика продаж новых автомобилей Беларусь 2014 год в сегменте Легковые автомобили

Белорусский ТОП-20 самых продаваемых легковых моделей 2014 года.

 Белорусский ТОП-20 самых продаваемых легковых моделей 2014 года.

Также интересно сравнить с данными за 2013 год:

 Белорусский ТОП-20 самых продаваемых легковых моделей 2013 года.

Бестселлер Volkswagen Polo седан ушел еще дальше вперед, Kia Rio вышел на второе место, а между самыми продаваемыми моделями Renault - Sandero Stepway и Duster - вклинился китайский седан белорусской сборки Geely SC7. Обратите внимание, что на 15-м месте еще одна модель, собираемая на предприятии «БелДжи» в Борисове - «паркетник» Geely Emgrand X7. Автомобили китайской марки Zotye, которые начал собирать «Юнисон» в Обчаке, не могут похвастать такими успехами — но тут вопрос упирается в китайцев, которые поставили в прошлом году всего 65 машинокомплектов седана Zotye Z300. Представители «Юнисона» говорят, что в этом году объемы производства должны вырасти в несколько раз — спрос на Z300 есть.

Бюджетный седан Nissan Almera наконец занял достойное место в рейтинге, опередив даже соплатформенный Renault Logan, который снова появился в «десятке» благодаря выходу модели нового поколения. Седан Hyundai Accent находится на 11 месте, но если сложить его продажи с «пятидверкой» Accent (итого 725 автомобилей), то эта модель поднимется на 8 место и опередит Skoda Rapid.

Коммерческие автомобили

Продажи коммерческих автомобилей официальными дилерами также снизились и в 2014 году составили 4508 единиц (в 2013 году — 4816 автомобилей).

По теме: