«Некомпетентность сотрудников сети «Евроопт» просто топит компанию»

23.01.2014
«Некомпетентность сотрудников сети «Евроопт» просто топит компанию»
Все рекламные возможности портала belretail.by

После прошедшего суда с «Еврооптом» мне стало жаль эту торговую сеть. Не потому что они проиграли – для меня это было предсказуемо с самого начала. Я понял, что некомпетентность сотрудников компании просто топит «Евроопт».

Честно признаюсь, чувствую себя так, будто бью лежачего. Хотя, если объективно разобраться в моих мотивах, то поводом к написанию статьи стало вовсе не желание пнуть лежачего. Тем более, что по экономическим показателям, вряд ли можно назвать «Евроопт» лежачим. Чего не скажешь про деловую репутацию компании.

В ходе рассмотрения иска в суде представители истца оперировали тем обстоятельством, что опубликованные статьи вызвали на форуме шквал негативных комментариев читателей в адрес «Евроопта». Более того, истцы приложили эти комментарии к материалам дела в качестве доказательства того, что спорные статьи нанесли ущерб деловой репутации «Евроопта». Я тогда специально нашел в интернете самые положительные статьи о «Евроопте» и посмотрел, какие к ним идут комментарии.

Например, статья БЕЛТА о том, что «Евроопт» собирается купить более тысячи автолавок и обслуживать отдаленные деревни в регионах. Сам гендиректор компании об этом агентству рассказал. Казалось бы, честь и хвала «Евроопту». Но странное дело, в комментариях к этой статье опять же преобладали негативные комментарии о гнилых фруктах, о захвате рынка, хамстве сотрудников и т.д. Я нашел еще одну положительную статью о «Евроопте» - та же картина, в следующей – ничуть не лучше. И я тоже приложил все эти статьи к материалам дела, как доказательство того, что не важно, кто и что пишет о «Евроопте». По сути, можно написать статью из одного слова «Евроопт» - и шквал негативных комментариев обеспечен. Эта проблема нынешней репутации самой компании и ее бренда, которую не СМИ создавали и которую подобными судами исправить невозможно. И вот тут мы и переходил к главной теме статьи – некомпетентности.

Я искренне убежден, что некомпетентность сотрудников может погубить любую, даже самую успешную компанию. По моему мнению, именно это сейчас и происходит с «Еврооптом». Это не аксиома, не какие-то сведения, которые, возможно, «Евроопт» снова захочет опровергнуть. Это мое личное мнение, как человека, который иногда заходит в «Евроопт», который участвует в пресс-конференциях и PR-мероприятиях этой компании, который судился с ней. И я вижу некомпетентность буквально повсюду. Я говорю не о каких-то ошибках или недочетах, которые случаются у каждого, я говорю именно о некомпетентности.

По словарю некомпетентность – это несоответствие уровня знаний, умений, навыков и других качеств работника, требованиям занимаемой им должности. Я бы сюда еще добавил неспособность работника учиться, причем не только на чужих ошибках, но даже на своих собственных.

Сам факт, что «Евроопт» обратился в суд с иском и начал судиться со СМИ, совершенно не имея для этого повода, уже говорит о вопиющей некомпетентности как юридической службы компании, так и тех, кто отвечает за маркетинг и PR.

Я не знаю, сколько «Евроопт» потратил средств на PR-кампанию с Максимом Мирным, но уверен, что теперь все эти деньги по сути оказались выброшенными на ветер. Ведь о бестолковом иске «Евроопта» прочитало в интернете значительно больше людей, чем об акции с Максимом Мирным, и люди реагировали на это соответствующе – огромное количество гневных комментариев в адрес компании, которых можно было избежать очень просто.

«Евроопт» сколько угодно может говорить о том, что он не хотел судиться со СМИ, что это суд так решил, но фактом остается то, что он не отозвал иск, когда к делу в качестве ответчиков были привлечены средства массовой информации. В дополнение к этому иск подан по явно надуманным мотивам, что воспринялось многими как страх разоблачения, когда и разоблачать никто не собирался.

Для меня совершенно очевидно, что сейчас «Евроопту» придется потратить огромное количество средств, чтобы восстановить свою репутацию. При этом я сильно сомневаюсь, что его сотрудники сумеют объяснить руководству, что в сложившейся ситуации обычными PR-акциями не обойтись, что нужно привлекать специалистов по кризисному пиару. Ведь это уже совсем другие подходы и совсем другие бюджеты, а главное, что специалистов по кризисному пиару в Беларуси практически нет.

Конечно, руководство компании сейчас может утешаться тем фактом, что в магазинах «Евроопта» по-прежнему толпы людей, что средний кассовый чек не опустился, а даже, возможно, вырос. Но вот лично мое мнение: это совершенно ничего не значит.

Мне эта ситуация напомнила Вторую мировую войну. Помню кадры из фильма: фашисты швыряют военнопленным объедки со своего стола и толпы людей бросаются к ним. Разве тогда кто-то впадал в заблуждение относительно того, что военнопленные страшно благодарны за это фашистам и возможно даже испытывают к ним симпатию? Я считаю, что-то похожее происходит сейчас с «Еврооптом»: толпы людей идут к ним в магазин, но лишь потому, что выхода другого нет.

На мой взгляд, основная масса покупателей «Евроопта» это те люди, которые считают каждую копейку. Для них возможность купить мандарины на 2-3 тысячи дешевле, важнее самоуважения. Но пусть пиарщики «Евроопта» не занимаются самообманом: эти люди, которые по полчаса копошатся в куче полусгнивших фруктов, а потом еще полчаса стоят в очередь в кассу, вовсе не пышут любовью и благодарностью к магазину и его хозяевам. Скорее уж наоборот. Люди, которые вынуждены так унижаться, обычно испытывают совершенно противоположные чувства.

По моему мнению, если «Евроопт» в ближайшее время не изменится, а правительство выполнит свои обещания по росту благосостояния народа, то сеть ждут трудные времена. И это опять же будут последствия некомпетентности работников компании.

И еще один штрих, который касается некомпетентности работников «Евроопта». В суде ООО «Евроторг» представляли два юриста, причем один – начальник юридического управления компании. Молодой парень – на вид не больше 30 лет – произнес в суде свою должность с гордостью. Впрочем, дело вовсе не в гордости и не в возрасте. Я уже более 15 лет занимаюсь журналистскими расследованиями, прошел десятки подобных судов. И я видел, как даже молоденькая девушка, которая два года назад закончила вуз, и в первый раз пришла в суд, уже по ходу рассмотрения дела, училась и показывала себя достаточно компетентной, хоть еще и неопытной. Но вот такой «компетентности», которую показали юристы «Евроопта», я еще не встречал. Аналогичного мнения, кстати, придерживаются и все остальные ответчики. Представитель Карягина так прямо и сказала, обращаюсь к юристам «Евроопта»: «поздравляю вас, коллеги, такого я еще не видела».

Пересказывать весь иск и рассказывать о том, что происходило в суде, не вижу смысла (желающие могут почитать статью «На «Евроопте» шапка горит?»), но один штрих себе все же позволю.

В делах о защите чести, достоинства и деловой репутации истец должен сначала в просительной части иска попросить суд признать не соответствующими действительности какие-то сведения, порочащие деловую репутацию истца, а потом уже может на этом основании попросить суд, чтобы он обязал ответчиков опровергнуть эти сведения. Это настолько очевидно, что даже не имеющие юридического образования люди прекрасно это понимают, стоит им лишь объяснить. Но юристы «Евроопта» в своем исковом заявлении даже не попросили суд признать не соответствующими действительности какие-то сведения, а сразу потребовали от суда обязать ответчиков «опровергнуть несоответствующие действительности сведения», которые даже никто еще не признавал такими.

Ответчики и судья дружно пытались понять, как можно требовать опровержения сведений, не признавая их несоответствующими действительности. Представителям «Евроопта» указывали на это не раз и не два, ожидая, что они уточнят свои требования. И действительно на последнем заседании юристы «Евроопта» предъявили уточненные требования. Все прочитали их и буквально выпали в осадок. Несмотря на неоднократные увещевания, представители истца опять попросили суд, чтобы он обязал ответчиков «опровергнуть несоответствующие действительности сведения», не прося перед этим суд признать какие-то сведения несоответствующими действительности. А когда представитель Карягина в прениях указала на то, что истец даже в своих уточненных требованиях не просит суд признать какие-то сведения не соответствующими действительности, представитель ООО «Евроторг» в репликах отвечает, что не понимает, почему ответчики утверждают, что он не просит суд признать не соответствующими действительности сведения и зачитывает цитату из своего заявления, в которой просит суд опровергнуть сведения. Это уже было даже не смешно, и никто в зале не смеялся, хотя по ходу рассмотрения иска, смех возникал постоянно, когда представители истца откалывали такие номера.

А я вот о чем подумал тогда. У «Евроопта» сегодня более 20 тысяч сотрудников. По моему мнению, начальник юридического управления такой большой компании, должен быть уровня известного маститого адвоката с окладом в несколько тысяч у.е. Я не знаю, какой оклад у начальника юридического управления ООО «Евроторг», но я и бесплатно бы не воспользовался услугами такого юриста, который не понимает разницу между «просить суд признать не соответствующими действительности сведения» и «просить суд обязать ответчиков опровергнуть несоответствующие действительности сведения». Может «Евроопт» слишком мало платит своим юристам? А может компанию кадровики обманывают?

Я не знаю, почему в компании, от работы которой зависит судьба как минимум 20 тысяч человек, работают такие специалисты. Но я твердо уверен, что это не путь к процветанию.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: