Президентский курс на освобождение от ига крупных торговых сетей и поддержки «магазинов у дома» прокомментировал директор компании «Европейские вина» (салон-магазин «Галерея вин») Андрей Пашко.
Андрей Пашко: «У «магазинов у дома» у нас на сегодняшний день нулевая конкуренция: там выставляются те же максимальные цены и отсутствуют дисконтные программы»
- В 2006г., открывая в микрорайоне «Малиновка» гипермаркет ProStore, Александр Лукашенко заявил, что будущее именно за таким форматом торговли. Чем сегодня гипермаркеты заслужили недовольство президента?
- В 2006 г. никто не предполагал, что у гипермаркетов пойдет такое развитие. Тогда и магазинов, где покупатель мог купить все в одном месте, еще не было - казалось, что будущее за этим: все организовано ярко и удобно, по западным стандартам. Но у данного явления есть и негативный момент.
Президент правильно сказал, что мы можем стать заложниками гипермаркетов, - вы посмотрите на полки российских гипермаркетов: чтобы туда залезть, любой производитель (вне зависимости, качественный у него товар или нет) должен внести определенную сумму за листинг. И это - плата только за вход, нет никакой гарантии, что тебя не делистуют в зависимости от уровня твоих продаж. В результате у интересного производителя того же вина не будет финансового рычага, чтобы попасть в этот гипермаркет, - в конечном итоге пострадает потребитель.
- Почему руководство РБ так рвет себе сердце из-за магазинов шаговой доступности? Ведь ни в одной из стран массовое строительство крупных сетевых торговых объектов так и не привело к их полному вытеснению с рынка?
- Желание руководства страны оказать поддержку мелкоформатной рознице, с одной стороны, можно только приветствовать. Но, по большому счету, гипермаркетов в Минске все равно много не построишь - например, я не представляю себе гипермаркет в центре Нью-Йорка. В той же Прибалтике розничный рынок уже нормализовался, там нормально сосуществуют укрупненный сетевой ритейл и мелкоформатная розница «магазинов у дома» - каждый выживает в своей нише. Человек, имеющий «магазин возле дома», там никогда в жизни не пойдет за 3-4 остановки за бутылкой молока или буханкой хлеба.
- Ваши ощущения как потребителя: в Минске действительно избыточное количество гипермаркетов?
- У нас появляется цивилизованная розница, и это хорошо. Посмотрите на все тот же далекий 2006 г., когда у нас на каждом углу были микрорынки, киоски, когда с обшарпанных прилавков на улице продавали все, от мяса до трусов с носками. Но пока у нас еще остаются такие места, гипермаркетов и крупных торговых розничных сетей еще недостаточно.
- Откуда идет миф о неспособности «магазина у дома» конкурировать с гипермаркетом? Маленькому магазину проще сманеврировать и перестроиться, нежели крупной торговой сети, или владельцы мелкоформатной розницы просто ленятся?
- Это однозначно миф. Но у «магазинов у дома» у нас на сегодняшний день нулевая конкуренция: там выставляются те же максимальные цены, отсутствуют дисконтные программы и нормальная кулинария, нет дополнительного сервиса и культуры обслуживания. Развитие гипермаркетов должно было бы подстегнуть развитие магазинов других форматов - последние будут вынуждены выживать за счет дополнительного сервиса. В магазин возле моего дома без слез не войдешь - один и тот же товар, сервиса нет, немаленькая наценка.
- У вас сравнительно небольшие торговые площади, но есть четкая специализация. Ставка на специализацию - это выход из конкурентной схватки с форматами-гигантами?
- Развитие специализированных розничных точек мелкого формата идет по индивидуальному принципу и находится вне глобальной конкуренции с крупными сетевыми игроками. Рынок алкоголя и в Европе, и в России развивается по одной и той же схеме: специализированные магазины предлагают потребителю уникальный ассортимент алкоголя, который не встретишь на полках гипермаркетов и крупноформатной розницы. Потенциальные покупатели в таких магазинах - это не покупатели масс-маркета. Да, мы продаем алкоголь и в гипермаркеты, но минимум 50% ассортимента «Галереи вин» - это вина, не предназначенные для массового потребителя; это премиальный и Grand Cru ассортимент, вина из отдельных регионов, субрегионов и шато. Наша задача - представить интересное портфолио изысканных алкогольных напитков с акцентом на вина.
У крупноформатной розницы - огромный оборот, большой финансовый рычаг, они могут позволить себе заманить покупателя такой привлекательной позицией, как дешевый алкоголь. Но, например, в Москве есть такие магазины, как «Азбука вкуса» и «Глобус Гурмэ» - они никогда не умрут, несмотря на все гипермаркеты. Покупатель может себе позволить переплатить там 5-7% за больший выбор, индивидуальный сервис и однозначно большую степень комфорта.
- Насколько реальны надежды руководства страны на то, что не только Минторг, но и «Белкоопсоюз», который сам является крупным, но не очень удачливым ритейлером, успешно справятся с «контролем и регулированием торговых отношений в нашей стране»? Возможен ли вообще возврат к жестко регулируемой государством рознице по образцу БССР?
- Все должно быть цивилизованно и в рамках рынка. Перспектива развития того же «Белкоопсоюза» тоже имеет право на жизнь - кто у нас готов сегодня обслуживать труднодоступные и малонаселенные пункты? За 130 км от Минска магазин «Белкоопсоюза» для тебя - уже как изюминка: там можно купить воду, хлеб, мороженое - потребности у населения там не очень велики. Если кто-то из современных ритейлеров готов занять там место «Белкоопсоюза» со всеми логистическими затратами - такого ритейлера можно рассматривать как альтернативу.
А вот возврат к жестко регулируемой государством рознице убьет развитие потребительского рынка в целом. Сегодня только конкуренция даст возможность нормально работать и производителям, и импортерам, и поставщикам тех же товаров.