Своими мыслями о судьбе российского ритейла в текущем году поделился известный предприниматель и CEO Management Development Group, Inc. Дмитрий Потапенко.
Если каждый из нас не готов изменяться под существующую реальность, то мы должны «сдохнуть». Покупательская способность будет проседать, в зависимости от сегмента ритейла. Если ритейл будет реагировать не так, как в прошлом году, а адекватно, то есть меняться под падение покупательского спроса, принципиальное изменение формата потребления, то с ритейлом в общем все будет хорошо.
Крупные компании будут прирастать, особенно это касается федеральных сетей магазинов «для нищих». Впрочем, анализировать надо не столько формат, сколько запас прочности и мошну акционеров. У кого они есть — те и выживут.
Региональные сети, не имеющие закупочной силы и оставшиеся в сегменте «супермаркет», будут уходить с рынка, продавать свои помещения, что уже происходит. Нужно уходить либо в продуктовую нишу, либо в специализированную.
Покидать рынок будут в первую очередь игроки третьего-четвертого эшелона, а также игроки формата супермаркет, которые пытались впихнуть в ассортимент как можно больше товаров и соревноваться с «Пятерочкой». Регионалы должны были к этому времени или нарастить закупочную силу и давать выгодный ценник, или предлагать отличный от федеральных сетей ассортимент. Но поскольку большинство сетей используют магазины 400-600 кв. м, иной ассортимент получается в виде вкраплений. Поэтому конкурировать им очень сложно.
Федеральные сети будут подбирать «сдохнувших». У нас раньше была статья опубликована — «стратегия крокодилов», так вот, тут будет стратегия крокодилов в кубе. Можно лечь и смотреть, когда кто-нибудь начнет «подыхать» из близлежащих, потом слабым движением челюсти окончательно перекусить ему ноги, а то и уволочь под корягу.
Выигрывают маленькие «лавчонки», ЧП, продающие макароны и сахар мешками, причем довольно эффективно. Я об этом говорил еще в 2013 году, с тех пор ничего принципиально не изменилось. Многие к таким торговцам относятся с пренебрежением, даже брезгливостью. Хочу напомнить, что задача ритейлера обслужить покупателя, любого, даже желающего покупать мешок сахара и макарон.
Иллюстрация с сайта kommersant.ru