Как бороться с коммерческим шпионажем в Беларуси

22.11.2017
Как бороться с коммерческим шпионажем в Беларуси
Все рекламные возможности портала belretail.by

Пока ваша компания развивается, платит налоги, вкладывает деньги в инновации, кто-то ворует ее секреты, лишая конкурентного преимущества. Если раньше большинство беларусских бизнесменов считало, что коммерческий шпионаж – это не про них, то случай в Бресте заставляет по-новому взглянуть на безопасность бизнеса.

Напомним – сейчас проходит суд над двумя беларусами, обвиняемыми в коммерческом шпионаже в пользу российской компании. Они хотели украсть у брестского производителя сведения о технологии создания элемента краски дорожной разметки. Это первый случай в нашей стране, когда дело о коммерческом шпионаже Следственным комитетом Республики Беларусь было передано в суд. Но вероятно далеко не первый, от которого пострадал белорусский бизнес.

США ежегодно теряют порядка $600 млрд. из-за коммерческого шпионажа. Убытки Германии – около $50 млрд. в год, причем, согласно исследованию Ассоциации цифровой экономики «Битком», каждая вторая немецкая компания становилась объектом шпионажа. В Беларуси таких данных пока нет. Равно как и невозможно подсчитать общий ущерб. Но он достаточно велик и будет возрастать. Вопрос защиты коммерческой тайны и противодействия шпионажу будет рассмотрен на кейс-форуме «Troubleshooting. Безопасность бизнеса», который при поддержке Альфа-Банка состоится 24 ноября в Минске.

Три вещи, которые следует знать о коммерческой тайне

Аспекты юридической защиты коммерческой тайны комментирует адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ», ставшего партнером кейс-форума по безопасности бизнеса, Владимир Парахневич.

— Уголовным кодексом Республики Беларусь (УК) в ст. 254 предусмотрена ответственность за коммерческий шпионаж вплоть до лишения свободы сроком на 5 лет. Коммерческий шпионаж — похищение либо собирание незаконным способом сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью их разглашения либо незаконного использования. Это может происходить как на стороне владельца информации (например, работником), или же шпионские действия могут проводится и третьей стороной.

В рассматриваемом нами случае брестским предприятием были приняты меры в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2013 г. №16-З «О коммерческой тайне» (Закон) по установлению режима коммерческой тайны, что позволило следствию оценить действия как преступные с последующим направлением дела в суд. Более того, в рамках судебного разбирательства компания сможет занять положение гражданского истца и заявить требования о взыскании убытков в виде реального ущерба и (или) упущенной выгоды.

Как защитить свою информацию?

Одного вашего желания, как и убежденности в том, что ваша информация совершенно секретная, недостаточно. Для наличия уголовно-правовой защиты коммерческой тайны, в отношении сведений должен быть установлен режим коммерческой тайны в соответствии с требованиями Закона. В противном случае никакая информация независимо от ее ценности для компании уголовным законодательством не защищается.

Что не может стать коммерческой тайной?

Далеко не всю информацию вам получится защитить под страхом уголовной ответственности. Даже если вы установите специальный режим. Ограничения по составу и содержанию сведений предусмотрены Законом. Сведения могут стать коммерческой тайной, если они:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам. Коммерческая ценность – сведения обладают и позволяют лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (им предоставлена самостоятельная охрана в рамках интеллектуальной собственности).

Как установить режим коммерческой тайны?

Установление режима коммерческой тайны в отношении информации производится путем принятия комплекса приказов, должностных инструкций, положений, заключения соглашений о неразглашении в компании. Главная цель: ограничение доступа к информации; учет лиц, имеющих доступ к информации; определение ответственных работников.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: