В преддверие дня торговли начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик рассказала об отдельных изменениях законодательства в сфере интернет-торговли (продажа биологически активных добавок к пище, питания для спортсменов, скоропортящихся товаров, ювелирных изделий), об ответственном за рассмотрение претензий потребителей, а также сведений об уполномоченных на защиту прав потребителей должностных лицах исполкомов.
Представитель МАРТ отметила, что важным фактором успешного развития интернет-торговли является доверие потребителей, которое формируется ответственным отношением интернет-продавцов к своим покупателям – сообщают полную информацию о себе и о реализуемых товарах, реагируют на обращения потребителей (отвечают на вопросы, перезванивают, рассматривают претензии, в установленные сроки исполняют свои обязательства.
Основные изменения в законодательстве
1. С 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г. в Республике Беларусь субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на розничную торговлю ювелирными изделиями, вправе реализовывать посредством сети Интернет ювелирные изделия, произведенные в Республике Беларусь и маркированные кодами идентификации
2. Сняты ограничения на интернет-продажи скоропортящихся пищевых продуктов и питания для спортсменов
3. При наличии у продавца торгового объекта разрешена интернет-продажа БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта)
Статистика
Доля интернет-торговли в розничном товарообороте выросла более чем в 2 раза и в 2020 г. составила 5,4%.
С 2015 по 2020 годы количество интернет-магазинов увеличилось в 2,2 раза (на 14 280 ед.) и на 01.01.2021 составило 25 539 ед.
За январь-июнь 2021 года количество интернет-магазинов увеличилось на 5,7% (на 1455 ед.) и на 1 июля составило 26 994 ед., из которых принадлежат:
- 47% (12 735 ед.) – юридическим лицам
- 52,8% (14 259 ед.) – индивидуальным предпринимателям
По данным международных исследований одной из основных проблем глобальной интернет-торговли является доверие.
Ключевые факторы доверия:
- потребитель знает кто продавец
- потребителя слышат: отвечают на вопросы, перезванивают, рассматривают претензии, жалобы
- обеспечено право на возврат денег за некачественный товар, неоказанную услугу
Проблемы интернет-потребителей в Беларуси:
- уклонение от рассмотрения законных требований потребителя и возврата денег за некачественный товар
- манипуляции с наличием товара по привлекательным ценам, изменение стоимости товара в интернет- магазине после принятия заказа
- навязывание товаров (минимальная сумма заказа, количество)
- доставка товара, не соответствующего описанию в интернет-магазине
Риски интернет-покупок в социальных сетях
- сокрытие информации о продавце,
- отсутствие связи с продавцом после оплаты товара,
- отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар.