Украинский Forbes опубликовал топ-5 крупнейших игроков рынка электронной коммерции в 2015 году и обозначил основные проблемы и тенденции этого сегмента.
По оценке Украинской ассоциации директ-маркетинга (УАДМ), совокупный объем рынка электронной коммерции по итогам прошлого года составил $1,6 млрд. В долларовом эквиваленте рынок сократился на 20%. Специалисты объясняют падение, прежде всего, снижением потребительского спроса из-за кризиса и девальвацией украинской гривны. Во многих сегментах закупочная цена товаров — именно в валюте.
Рынок сократился не только в денежном, но и в натуральном выражении. К примеру, если говорить о продаже авиабилетов онлайн, то сегмент упал приблизительно на 20% в количественном выражении.
При оценке Forbes анализировал общий объем рынка e-commerce с учетом объема сегментов, доли рынка участников, средней конверсии и среднего чека. Основой стало исследование, проведенное УАДМ в сотрудничестве с Ukraine Digital News (UADN) и в партнерстве с ведущим венчурным фондом AVentures Capital.
1 место. Rozetka
Год основания — 2004. Выручка в 2014 году составила $295 млн.
Даже несмотря на снижение выручки в долларовом эквиваленте, украинский интернет-гипермаркет третий год подряд занимает лидирующее место в рейтинге с большим отрывом от других участников рынка. В прошлом году основатель Rozetk’и открыл новую категорию и начал продавать железнодорожные и авиабилеты. Пока доля этого направления в общей структуре доходов Rozetk’и небольшая, но в компании настроены оптимистично. В Европе примерно каждый второй авиабилет продается через интернет.
2 место. «Алло»
Год основания — 1998. Выручка в 2014 году — $68 млн.
После объединения сетей «Алло» и «Мобилочка» компания улучшила финрезультаты: по итогам 2013 года выручка выросла на 18%. 2014-й оказался не таким успешным для компании Деревицкого. Выручка объединенной сети в долларовом эквиваленте снизилась на 32%. По результатам исследования качества телефонного обслуживания крупнейших интернет-магазинов Украины, проведенного УАДМ, «Алло» является лидером в этом сегменте.
3 место. «Фокстрот»
Год основания — 1994. Выручка в 2014 оду — $45 млн
Выручка онлайн-подразделения одного из крупнейших ритейлеров электроники и бытовой техники за прошлый год в долларовом эквиваленте сократилась более чем на 35%. В структуре оборота компании интернет-торговля несколько лет подряд занимает достаточно незначительную долю, тем не менее «Фокстрот» продолжает делать ставку на мультиканальную стратегию продаж.
4 место. F.ua
Год основания — 2003. Выручка в 2014 году — $45 млн.
В конце прошлого года компания провела ребрендинг и сменила адрес fotos.ua на f.ua, чтобы перестать ассоциироваться исключительно с фототехникой. f.ua — успешный новичок топ-5. На фоне общего падения рынка компании удалось сохранить объем выручки в долларовом эквиваленте.
5 место. Mobilluck.com.ua
Год основания — 2004. Выручка в 2014 году — $35 млн.
Выручка Mobilluck.com.ua по итогам 2014 года сократилась более чем в два раза. Для увеличения продаж интернет-магазин пользуется услугами сервиса United Click. Это закрытая партнерская сеть, которая помогает привлекать клиентов за счет объединения аудиторий интернет-магазинов. В прошлом году Mobilluck вместе с Comfy.ua одними из первых начали принимать к оплате российские рубли у пользователей с крымскими IP-адресами.