Проект указа «Об осуществлении розничной торговли с применением интернет-технологий» не поддержан рядом министерств, в том числе Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения, Министерством антимонопольного регулирования и торговли и др., сообщают Naviny.by.
Еще летом текущего года был подготовлен указ, в котором предлагалось временно разрешить в Беларуси торговать водкой, пивом, вином и сигаретами через интернет с 1 июля по 31 декабря.
Цель данного – минимизаровать риск распространения коронавируса.
Планировалось разрешить отпускать не более пяти литров алкоголя и при условии одновременного заказа продуктов питания на сумму не менее 30 рублей. Оплата товара должна была осуществляться только в безналичной форме с применением кассового аппарата и платежных терминалов.
Данный проект активно лоббировала Ассоциация предприятий онлайн-торговли, в которую входит онлайн-гипермаркет «Е-доставка», и «Остров чистоты и вкуса», которые торгуют продуктами питания.
Однако в результате жесткой позиции указанных министерств от данной идеи пришлось отказаться.
По данным Минздрава, потребление алкоголя в Беларуси на 40% превышает допустимый уровень. По данным МВД, каждое четвертое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Власти ежегодно тратят гигантскую сумму на преодоление негативных последствий от чрезмерного употребления алкоголя.
Против торговли водкой и пивом в интернете выступил также ряд производителей алкогольной продукции.
«Сейчас никто не будет возвращаться к этому проекту указа, потому что сейчас не до этого. Пока эта идея зависла. Может, будет сформирован свободный алкогольный рынок в рамках ЕАЭС с 2024 года, тогда к этому вопросу могут вернуться», — сообщают представители алкогольной отрасли.
В этом году на фоне пандемии коронавируса алкогольный рынок Беларуси в целом демонстрирует незначительный рост, но в зависимости от вида продукции наблюдается разная динамика.
Так, по данным концерна «Белгоспищепром», реализация водки и ликероводочных изделий увеличились на 0,1% (до 8,1 млн дал), коньяков — на 1,4% (до 351 тысячи дал), шампанского и игристых вин — на 5,4% (до 1 млн дал).
Продажи пива снизились на 3,3% (до 27 млн дал), плодовых вин — на 5% (до 4 млн дал), виноградных вин — на 7,3% (до 2,2 млн дал).
Существенно выросли продажи бренди (на 16%, до 94 тыс дал) и виски (на 27,3%, до 94 тысячи дал). Игроки на рынке отмечают, что реализации данных видов алкогольной продукции поспособствовали карантинные меры. Те, кто планировал выпить виски в Турции и Египте, выпил его в Беларуси.
Продажи водки занимают почти половину, а пива — пятую часть алкогольного рынка Беларуси.