Численность продавцов на крупнейших российских e-commerce-площадках перестало увеличиваться – в I квартале 2025 года прирост составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а обороты продавцов увеличились на 14,2%. Об этом свидетельствуют данные исследования сервиса «Точка Маркетплейсы», пишет издание «Коммерсант».
Эксперты считают, что период роста онлайн-площадок за счет привлечения новых селлеров заканчивается, обороты растут в основном за счет укрупнения бизнесов. Это свидетельствует о переходе рынка от экстенсивного роста к укрупнению и профессионализации бизнеса.
При этом дальнейшая консолидация несет риски снижения товарного разнообразия
По данным исследования, на Wildberries число продавцов увеличилось на 4%, а на Ozon, напротив, сократилось 7,4%.
Меньше стало именно мелких селлеров, которые не могут работать при нынешнем уровне издержек.
Происходящее иллюстрируют данные Т-Банка, согласно которым, 99% продавцов генерируют лишь 27% оборота, тогда как основная выручка сосредоточена у небольшой группы крупных участников. Усиление конкуренции и рост расходов – особенно на рекламу и логистику – затрудняют вход на рынок малым предпринимателям.
Эксперты ожидают, что в 2025 году тенденция к консолидации продолжится. Приоритет получат продавцы с собственным производством, устойчивой логистикой и широкой линейкой товаров. Это может привести к сокращению ассортимента в нишевых категориях и снижению разнообразия для покупателей.
Рынок маркетплейсов остается активным, но его правила становятся все жестче. Чтобы выжить, продавцам предстоит адаптироваться к новой реальности – с высокими барьерами входа и растущими требованиями к эффективности.