Российские ритейлеры настроены пессимистично и не питают надежд на дальнейший рост

01.10.2015
Российские ритейлеры настроены пессимистично и не питают надежд на дальнейший рост

Согласно данным опроса консалтинговой компании «Магазин магазинов», российские ритейлеры не видят положительных изменений в дальнейшем развитии рынка. Текущая ситуация на рынке не дает радужных надежд на дальнейший рост. Торговые сети настроены пессимистично.

В результате опроса был рассчитан Индекс директора по развитию розничной сети, отражающий уровень настроений в среде розничной торговли. Индекс помогает оценить уровень настроений на рынке в целом и в каждом его сегменте. Максимальное количество баллов — 10 (высокий уровень оптимизма), минимальное значение — 0 (состояние пессимизма), 5 — нейтральные настроения.

Индекс складывается из уровня активности респондентов за прошлый квартал, их собственных оценок результатов деятельности за минувший период и уровня оптимизма на будущее. Было опрошено 50 представителей крупнейших сетей различных торговых профилей с этими и другими вопросами, касающихся уровня продаж, изменения цен и факторов влияния на бизнес.

Значения индекса для различных торговых профилей

 Индекс директора по развитию розничной сети для различных торговых профилей Россия

Согласно результатам исследования, Индекс директора по развитию розничной сети, отражающий уровень настроений в среде розничной торговли, на сегодня составил 4,9 баллов из 10 возможных.

Наиболее уверенно чувствуют себя ритейлеры детских товаров.

Респонденты отметили, что наиболее негативное влияние на деятельность ритейлеров в первой половине 2015 года оказали снижение покупательской активности, уменьшение трафика в ТЦ, сильные колебания курса валют, менее доступные кредиты, рост налогов на имущество, увеличение себестоимости продукции, увеличение стоимости аренды

По оценкам ритейлеров, на падение спроса повлияли снижение доходов населения и рост цен. На этом неблагоприятном фоне неминуемо происходило падение продаж. При этом, продажи снижались (тенденция по 2 кварталу 2015) не только в единицах продукции — что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте — у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается — в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен.

Худшую ситуацию из опрошенных отметили, как ни странно, представители сетей общественного питания и кино и развлечений. Здесь падение фиксировали более 70% респондентов. Снижение достигало 20%. Получается, что спрос на большинство продукции упал настолько сильно, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен. Такие данные совпадают и с официальной статистикой. Как показывают данные Росстата, оборот розничной торговли с 1991 года никогда не падал так низко: -8,1% за первое полугодие 2015 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: -6,2% по итогу года.

Всего респонденты во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки, открыли в реальности — 196 объектов, а закрыли — 104, что, учитывая ситуацию на рынке, не так уж и плохо. Наиболее активно себя проявили сети общественного питания, которые открыли в совокупности больше точек, чем планировали, и некоторые демократичные марки одежды.

Что касается прогнозов, то будущий квартал также не внушает оптимизма. "Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствие улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации.

По теме: