Ритейлеров отрегулировали: что изменилось в законе о госрегулировании торговли и общепита

25.03.2024
Ритейлеров отрегулировали: что изменилось в законе о госрегулировании торговли и общепита
Все рекламные возможности портала belretail.by

Торговые сети в Беларуси обязали сообщать поставщикам условия отбора контрагента и иную информацию, необходимую для заключения договоров, сообщает Праймпресс. Данная и другие нормы закреплены в законе от 7 марта 2024 г №358-З, которым внесены изменения в закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале Беларуси.

Закон вводит ряд новшеств, касающихся договорных условий субъектов торговли и поставщиков. Так, субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, годовой товарооборот которого составляет 80 тыс и более базовых величин (3,2 млн бел. руб., $991 тыс. по курсу Нацбанка Беларуси, 1 БВ – 40 бел. руб., $12,5, $1 – 3,2063 бел. руб.), обязан обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети интернет. Иные субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами в торговой сети, обязаны обеспечить доступ к такой информации любыми способами.

Закон указывает, что такая информация должна содержать перечень закупаемых продовольственных товаров, сроки поставки товаров, порядок поставки товаров (предъявляемые требования к отгрузке товаров получателям, доставке товаров, условиям принятия товаров, их выборки), порядок расчетов за поставляемые товары, условия одностороннего отказа от исполнения договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров.

Также закон регламентирует предоставление такой информации поставщиками продовольственных товаров с объемом поставки 80 тыс. базовых величин (3,2 млн бел. руб., $991 тыс.) в год.

Поставщики избавлены от платы за утилизацию товаров ритейлом

В действующий закон внесены ряд положений, касающихся ценообразования. В частности, субъектам торговли и поставщикам в договорах о поставках товаров запрещено изменять лица в обязательствах по таким договорам путем уступки требования. Также торговля и поставщики не смогут фиксировать в договорах поставки плату за право поставок этих товаров в торговые объекты, а также за изменение ассортимента этих товаров.

Закон не разрешает вносить в договора обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров за исключением случаев вины поставщика. Также поставщики не будут нести затраты, связанные с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Ритейлу и поставщикам запрещено навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней. В отношении товаров, срок хранения которых не превышает 30 дней, нельзя осуществлять возврат, замену или возмещать их стоимость.

Закон установил, что в случае отсрочки оплаты поставленных продовольственных товаров такая оплата должна проводиться не позднее окончания срока их годности для товаров со сроком годности до 30 дней и не позднее 45 календарных дней – для товаров, со сроком годности более 30 дней.

За что ритейл не сможет требовать платы

Закон не допускает внесение в договора о поставках товаров обязательства оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по их продвижению. Ранее подобный запрет распространялся на торговые сети и крупные магазины.

В свою очередь, оказание услуг по продвижению допускается на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров, если иное не установлено правительством.

Действующий Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» дополнен статьей, которая запрещает предоставление вознаграждений ритейлу и поставщикам за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу. К этому относится разгрузка транспорта, приемка товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже, фасовка, выкладка товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа товаров и обслуживание покупателей.

Регламентирование интернет-торговли

Закон содержит требования к осуществлению торговли с использованием сети Интернет. В частности, указано, что используемые для онлайн-торговли информационные сети, системы и ресурсы используются в порядке, установленном законодательством об информации, информатизации и защите информации. Наиболее существенные на сегодняшний момент нормы такого законодательства устанавливают требования по нахождению соответствующих систем на территории Беларуси и регистрации ресурсов в национальной доменной зоне «.by» и «.бел».

В документе отмечается, что онлайн-торговля возможна через интернет-магазин или приложение, предоставляющие возможность выбрать товары и заключить с субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах.

На владельцев сетей и ресурсов, оказывающих услуги по интернет-торговле, возложена обязанность по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Ритейл обязан разрабатывать и согласовывать обязательный перечень товаров

Документ закрепляет обязанность разрабатывать, утверждать и согласовывать перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Эта обязанность была введена с 10 ноября 2022 г постановлением правительства №713. Порядок разработки, утверждения и согласования обязательного перечня товаров устанавливается правительством.

Субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров. Исключение составляют случаи, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров.

При этом субъект розничной торговли вправе осуществлять продажу товаров, не входящих в перечень товаров, подлежащих включению в обязательный перечень товаров, и не указанных в нем.

Время работы торговых объектов

Закон разрешает субъектам торговли, общественного питания, администрации торговых центров и рынков самостоятельно устанавливать режим работы принадлежащих им торговых объектов, объектов общественного питания без согласования с исполнительными органами власти.

Исключение составляют случаи работы торговых объектов и объектов общественного питания, в которых после 23.00 и до 7.00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом – для них по-прежнему требуется согласование режима работы. В настоящее время согласование режима работы необходимо для всех объектов, работающих в ночное время независимо от реализуемых в них товаров.

Работа – только после включения в Торговый реестр

В законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания» закреплена норма, по которой субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра или рынка вправе осуществлять торговлю со дня включения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре, рынке, интернет-магазине, форме торговли в Торговый реестр.

Отмечается, что включение сведений в Торговый реестр, внесение изменений или исключение сведений, а также представление информации из Торгового реестра в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы осуществляются на безвозмездной основе.

Основные положения закона вступают в действие с 11 июля 2024 г.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: