Эксперты Украинской Торговой Гильдии уже думают о постпандемическом и посткризисным будущем торговой недвижимости и ритейла, а также строят модели, по которым будет развиваться отрасль.
Как отмечает директор Гильдии Евгения Локтионова, ритейлеров и ТРЦ ждет серьезная борьба за покупателя, чтобы выйти на докризисные бизнес-показатели.
«Будет наблюдаться смещение потребительского спроса на товары для детей и продукцию стоковых магазинов, что приведет к росту количества точек таких ритейлеров. Также обострение конкуренции и стремление потребителей к экономии станут причиной массовых реконцепций действующих объектов с учетом новых рыночных реалий».
Преобразование ритейла
По мнению Евгении Локтионовой, в ближайшем будущем после периода изоляции будет наблюдаться существенный всплеск рождаемости, что приведет к увеличению спроса на товары для детей. Действительно, кризисы прошлых лет всегда приводили к росту рождаемости. Например, шведская компания IKEA, предвидя такое развитие событий, планирует увеличить запасы товаров для детей. Кроме этого, в компании уже отмечают рост спроса на офисную мебель и товаров для кухни.
Еще одной тенденцией в ритейле станут перемены в сегменте одежды и обуви. После снятия ограничений главной характеристикой покупательского поведения станет стремление сэкономить, в результате чего широкое распространение получат сети более низкого ценового сегмента, а мировые бренды начнут тотальные распродажи.
«Несмотря на усиление онлайн-продаж, как отмечают аналитики из Rakuten Intelligence, только за первую неделю апреля сбыт одежды и обуви упали на 20%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Поэтому участники рынка столкнулись огромными остатками продукции на складах. В связи с этим большинство ритейлеров пойдут на беспрецедентные для этого сезона распродажи. В ближайшие несколько месяцев скидки до 70% станут практически нормой. Ещё одним путём для реализации залежей одежды могут стать стоковые магазины».
Следствием карантина станет также рост спроса на товары здорового образа жизни: от торговли спорттоварами до продукции для здорового питания. При этом многие магазины частично переформатируются в шоурумы и пункты примерки и выдачи заказов. Но, онлайн точно не сможет дать ритейлу оборот, сопоставимый с классическими магазинами, поэтому полностью офлайн не заменит.
Меняться ради будущего
Если рассматривать выход отрасли торговой недвижимости из карантина, стоит учесть, что какое-то время во всех ТРЦ сохранится жесткий эпидемиологический контроль. Поэтому торговые центры, как и прочие общественные места, продолжат дезинфекцию и будут призывать граждан соблюдать социальную дистанцию.
«Однако все эти ограничения и сложности не оттолкнут от моллов соскучившихся покупателей». Тем не менее на фоне снижения доходов населения, моллы будут вынуждены бороться за каждого посетителя и успешного ретейлера».
Наиболее прозорливые ТРЦ обновят свои концепции с расчетом на усиление коммуникации с покупателями и пойдут на снижение ставок аренды из-за падения спроса. В ближайшее время многие окажутся перед дилеммой: сохранить все как было или меняться ради восстановления дохода. Ведь большинство действующих ТРЦ морально и физически устарели, требуют текущего ремонта, замены мебели на фуд-кортах, переосмысление зон отдыха, модернизации навигации и дополнительных сервисов для посетителей.
«Как бы там ни было, будущие несколько месяцев для отечественного ритейла и торговой недвижимости станут временем поиска новых возможностей и уникальных решений».