Потребительский рынок никотиносодержащей продукции в Беларуси ждут большие изменения

15.02.2022
Потребительский рынок никотиносодержащей продукции в Беларуси ждут большие изменения
Все рекламные возможности портала belretail.by

Совет Министров 6 января 2022 г. дополнил перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. С 1 апреля 2022 года нетабачная никотиносодержащая продукция подлежит обязательной сертификации. Эксперты рынка сходятся во мнении, что 2022 год станет переломным для данного сегмента потребительского рынка.

Обязательная сертификация

В перечень нетабачной никотиносодержащей продукции, которая с 1 апреля 2022 года подлежит обязательной сертификации, включены:

  • нетабачные никотиносодержащие изделия орального способа потребления (никотиновые паучи);
  • никотиносодержащие жидкости для электронных систем курения, электронных систем курения с жидкостями для них, конструктивно входящих в состав таких систем.

Для обращения такой продукции на рынке Республики Беларусь обязательным будет наличие сертификата соответствия.

На днях о получении аккредитации на проведение испытаний и работ по подтверждению соответствия нетабачных никотиносодержащих изделий сообщили Белорусский государственный институт метрологии и Гродненский центр стандартизации, метрологии и сертификации.

По словам Татьяны Филанчук, заместителя начальника отдела испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГИМ, методика выполнения измерений, позволяющая определить массовую долю никотина в нетабачных никотинсодержащих изделиях, уже разработана специалистами БелГИМ в 2020 году. «Учитывая это, мы готовы проводить контроль выполнения требований законодательства по максимальному содержанию никотина (11 мг/изделие), а также верифицировать информацию о количестве никотина, указанную на упаковке, в установленный срок. Для измерения концентрации никотина в жидкостях также имеется апробированная методика, поэтому мы считаем, что процесс сертификации и нетабачных никотинсодержащих изделий, и жидкостей будет осуществляться без затруднений».

Результатом такой процедуры станет получение импортером/производителем/продавцом сертификата соответствия.

Важно, что любой потребитель, приобретая никотиносодержащие продукты, вправе требовать у продавца сертификат соответствия, чтобы ознакомиться с ним.

В качестве основной причины введения обязательной сертификации называется необходимость защиты жизни и (или) здоровья человека, поскольку в реализуемой до настоящего времени продукции не ограничивалось содержание никотина, а упаковка могла быть без предупредительной информации о вреде ее употребления.


Важным новшеством 2022 года стало не только введение технического регулирования и сертификации никотиносодержащих паучей и жидкостей, но и установление акцизного налога на них. Belretail попросил представителей «БАТ Беларусь» прокомментировать, как последние нормативные новшества повлияют на развитие данного потребительского сегмента и что они будут означать для потребителей, продавцов и общества.


Акциз

С 1 января 2022 года в отношении производства и реализации никотиновых паучей и жидкостей стал применяться акцизный налог: 15 копеек за 1 мл никотиносодержащей жидкости и 77 рублей 14 копеек за 1 кг никотиновых паучей. Как известно, акцизный налог относится к налогам косвенным, т.е. в конечном итоге заплатит его из своего кармана потребитель.


 Сергей Красовский, заместитель директора по юридическим и регуляторным вопросам «БАТ Беларусь»

Сергей Красовский, заместитель директора по юридическим и регуляторным вопросам «БАТ Беларусь»

«Получается, что стоимость 20 мл флакона никотиносодержащей жидкости должна «потяжелеть» на 3 рубля. Однако, как отмечают опытные вейперы, в день в среднем вполне достаточно 2 мл жидкости, так что в рассматриваемом примере потребитель будет дополнительно расходовать лишь 30 копеек в день. С паучами все несколько сложнее, т.к. их количество и вес в разных наименованиях варьируются. Для простоты давайте посчитаем на примере воображаемой упаковки из 20 паучей по 1 г каждый: получается +1,5 рубля на упаковку. В свою очередь, постоянные потребители данного продукта заявляют, что потребляют не более 5 паучей в день, так что, по аналогии с вейперами, можно посчитать, что привычка станет дороже на те же 30 копеек в день».

Велика вероятность того, что продавцы могут еще долго распродавать остатки, завезенные в 2021 году. Будет ли стоимость прежней или она изменится, прогнозировать сложно.  Вполне возможно, что потребитель уже мог ощутить влияние на свой кошелек.

Отдельно стоит отметить, что требования клеить акцизные марки на упаковки с жидкостями и паучами по аналогии с сигаретами не появилось, так что не нужно вертеть в руках флакон с никотиносодержащей жидкостью в поисках «акцизки» – ее там быть не должно.

Техническое регулирование

После введения акциза, Совет Министров Республики Беларусь 6 января 2022 года принял Постановление, в котором установил технические требования к паучам и никотиносодержащим жидкостям. Они вступят в силу 1 апреля 2022 года.

Основные нововведения прокомментировал Сергей Красовский:

«Никотиносодержащие жидкости, которые будут вводиться в гражданский оборот после 1 апреля 2022 года, должны иметь содержание никотина не более 20 мг в 1 мл. Кроме того, вводятся и ограничения в части максимального объема реализуемой беларусскому потребителю никотиносодержащей жидкости: для одноразовых картриджей и/или одноразовых вейпов – не более 2 мл (как в ЕЭС), для заправочных контейнеров (флаконов с жидкостью) – не более 10 мл.

Поэтому приведенный выше пример с флаконом жидкости в 20 мл также вскоре станет нерелевантным.

Никотиновые паучи будут иметь ограничение в 11 мг никотина в 1 изделии.

Отразится ли это на ассортименте предлагаемой продавцами продукции? Есть основания полагать, что безусловно отразится. Даже поверхностный обзор существующих на потребительском рынке предложений показывает, что в наличии у ритейлеров огромное количество предложений жидкостей свыше 20 мг никотина и паучей свыше 11 мг. Сейчас никакой сложности не составляет приобрести паучи, на упаковке которых нанесено значение в 100 мг никотина в 1 пауче. Жидкости с содержанием никотина свыше 50 мг в 1 мл сейчас тоже не редкость в Беларуси. Очевидно, таким товарам предстоит исчезнуть с полок.

Можно также вполне уверенно считать, что эти изменения исключительно позитивно отразятся если не на финансовом положении импортеров и продавцов, то на безопасности предлагаемой продукции для потребителей уж точно. Рынок сформирован, люди осознанно выбирают никотиносодержащие паучи и жидкости для удовлетворения своих потребностей более безопасным способом (в сравнении с традиционными сигаретами). Но это совсем не означает, что любая вейп-жидкость и любой пауч безопасен, поэтому нормирование содержания никотина в рассматриваемой продукции – правильный и своевременный шаг со стороны государства.

Причем если законодательное ограничение содержания никотина в жидкостях – явление достаточно распространенное (подобные нормативы уже существуют в ЕС, Российской Федерации, Казахстане), то нормирование содержания никотина в паучах, по нашим сведениям, является чуть ли не беспрецедентным в мире, и Беларусь в рассматриваемом вопросе будет в авангарде.

Помимо требований к объемам и содержанию никотина, вводятся и требования к содержанию информации, которую необходимо будет наносить на потребительскую упаковку никотиносодержащих жидкостей и паучей.

На лицевой стороне упаковки необходимо размещать предупреждающую надпись о том, что продукт содержит никотин, вызывающий привыкание.

Запрещено использовать на упаковке жидкостей и паучей слова, знаки, символы и изображения, которые могут вызвать ассоциации с пищевой продукцией, лекарственными средствами и растениями.

Таким образом, вводимые требования к маркировке помогут «очистить» рынок от продуктов с броскими названиями и картинками, привлекающими внимание несовершеннолетних. Со временем наличие предупреждающих надписей на упаковке может служить маркером того, что ретейлер продает полностью соответствующий требованиям законодательства продукт. Технически это может осуществляться по аналогии с обычными сигаретами».

Как нововведения отразятся на рынке?

По словам Евгения Болтрика, заместителя директора по стратегическому маркетингу и маркетингу марок «БАТ Беларусь», компания поддерживает недавние изменения в законодательстве и установление параметров безопасности в отношении никотиносодержащих жидкостей и паучей.

 Евгений Болтрик, заместитель директора по стратегическому маркетингу и маркетингу марок «БАТ Беларусь»

Евгений Болтрик, заместитель директора по стратегическому маркетингу и маркетингу марок «БАТ Беларусь»

«Когда речь идет о никотиносодержащей продукции, на наш взгляд, правила игры должны быть максимально четкими, а безопасность потребителей – обеспечена безусловно. И если сигаретам «потребовалось» почти 100 лет для того, чтобы получить определенный надлежащий уровень регулирования со стороны абсолютного большинства государств во всем мире, то нетабачным никотиносодержащим изделиям (паучам) и жидкостям для вейпов в Беларуси для этого понадобился значительно меньший промежуток времени: где-то лет 8 для жидкостей и 2-3 года для паучей.

Как новые правила отразятся на рынке – покажет время и практика. Могу сказать однозначно, что «БАТ Беларусь» будет в авангарде имплементации новых правил. Продукция, которую реализуем мы, будет приведена в полное соответствие с новыми требованиями в кратчайшие сроки. Будем надеяться, что и другие импортеры/производители последуют нашему примеру и поскорее избавятся от продукции, содержание никотина в которой превышает установленные пределы. Уверены, что уполномоченные государственные органы будут внимательно отслеживать соблюдение законодательства, а мы в допустимых законодательством рамках будем им в этом всеми силами помогать».

Справочно

Согласно новым нормам в одном нетабачном никотиносодержащем изделии орального способа потребления содержание никотина должно быть не более 11 мг.

На потребительской упаковке должны быть указаны:

  • наименование изделия
  • наименование и местонахождение изготовителя (адрес, включая страну) наименование и местонахождение импортера (адрес, включая страну) – для изделий, поставляемых из третьих стран
  • наименование и местонахождение организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимает изготовитель (для изделий, изготовленных в Республике Беларусь) или импортер (для изделий, поставляемых из третьих стран)
  • номинальное количество изделий в потребительской упаковке содержание никотина в одном изделии, мг
  • состав изделия
  • дата изготовления,
  • срок годности,
  • условия хранения.

Содержание никотина в никотиносодержащих жидкостях для электронных систем курения должно быть не более 20 мг/мл. Объем одноразовых электронных систем доставки никотина или одноразовых картриджей – не более 2 мл, объем специальных заправочных контейнеров – не более 10 мл.

На упаковке должны быть указаны:

  • содержание никотина,
  • условия хранения
  • сведения, предусмотренные в пункте 12 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий.

В маркировке потребительской упаковки жидкостей и паучей не допускается использование слов, и (или) знаков, и (или) символов, которые могут вызвать ассоциации изделий с пищевой продукцией, в том числе с пищевыми добавками, или которые прямо или косвенно могут создать впечатление, что изделия имеют вкус пищевой продукции или продукт менее вреден для здоровья, чем табачная продукция. Также не допускается использование на потребительской упаковке изображений пищевой продукции, лекарственных средств, лекарственных растений, слов и (или) словосочетаний, которые прямо или косвенно могут вызвать ассоциации изделий с пищевой продукцией, лекарственными средствами или лекарственными растениями. Кроме того, также необходимо наличие ряда предупреждающих надписей, перечень которых прописан в Постановлении Совмин № 8 от 6 января 2022 г.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: