Национальный банк Беларуси проводит серьезные консультации с платежными системами и банками, чтобы оптимизировать вопрос взимания платы за эквайринг в предприятий торговли.
Напомним, что вопрос платы за эквайринг, которая часто увеличивается за счет дополнительных платежей, является сегодня одним из наболевших во взаимоотношениях между ритейлом и банковским сектором. Вопрос этот не раз поднимался, как одной, так и второй стороной, но до сих пор является камнем преткновения взаимоотношений торговли и обслуживающих банков. Причем, торговля часто оправдывает свое нежелание развивать безналичные платежи и внедрять какие-то новые системы именно высокой платой за процессинг или эквайринг.
«Безусловно мы понимаем некую неоднозначность ситуации, — заявил начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александр Сотников. — Мы сейчас проводим работу как с банками, так и с платежными системами по оптимизации тех издержек, которые несут банки и через них торговля».
Однако, по мнению представителя Нацбанка, ритейл часто преувеличивает масштаб проблемы, в том числе и через СМИ.
«Мы постоянно оперируем такими цифрами как пять или семь процентов. Но приведите ко мне человека, с которого банк реально берет за эквайринг пять процентов, именно того, кто работает в торговле и кто платит банку эти пять процентов. Если такого человека ко мне приведут, то у меня к нему будет только один вопрос: почему он выбрал такой банк? У меня этот вопрос возникает все время». — заявил Александр Сотников. По его словам, позиция Нацбанка заключается в том, чтобы взаимоотношения банка и торговли строились на договорной основе и на принципах конкуренции. Если не нравится банк и его проценты, ни что не должно мешать сменить этот банк. Однако проблема заключается в том, что торговля часто неповоротлива в этом вопросе.
«Мы иногда слышим от некоторых игроков рынка торговли: «вот мы обращались в банковский процессинговый центр», или «вот мы обращались в «Беларусбанк» или «Приорбанк» или «Белагропромбанк» и условия не устраивают. Мы спрашиваем тогда: «А в другие банки обращались?» «А что есть другие?» — удивляются. Я понимаю, что это где-то недоработка и банковского сообщества, что не хватает информирования, но мне бы не хотелось, чтобы СМИ создавали вокруг этого некую ауру, что есть только одни проблемы и нет позитива». — выразил мнение регулятора Александр Сотников. Между тем, считает представитель Нацбанка, проблема действительно существует и требует решения.
«Действительно проблема актуальная, мы ее понимаем и не замалчиваем. Мы ее мониторим и проводим довольно серьезные консультации с банками и платежными системами, чтобы все же оптимизировать процесс», — заявил Александр Сотников.