Минэкономики инициировало разработку Кодекса добросовестного поведения на рынке розничной и оптовой торговли. В официальных заявлениях представители отрасли говорят об актуальности документа, неофициально — не совсем понимают, зачем он нужен, и опасаются, что их принудят его подписать.
Как следует из текста проекта кодекса, размещенного на сайте Минэкономики, основная его цель: при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями сформировать практики, основанные на принципах добросовестности. Документ призван повысить эффективность взаимодействия и снизить издержки по всей цепочке поставок, создать условия для здоровой конкуренции, содействовать удовлетворению потребностей покупателей и пр.
Достаточно подробно расписаны добросовестные с точки зрения составителей документа правила корпоративного поведения.
Кодекс прописывает порядок выбора контрагента, согласования условий договора, изменения цены товаров и услуг, определения размера неустойки, заказа на поставку товара, в том числе под собственным товарным знаком. Регламентированы также приемка товаров, мероприятия по их продвижению и отчетность в рамках таких акций, обмен документами, взаимозачеты и возмещение расходов торговой сети в связи с претензиями.
Поставщикам и торговым сетям предложено применять правила кодекса на территории Республики Беларусь в качестве делового обыкновения в рамках договоров поставки и оказания услуг и не распространять их на взаимоотношения, складывающиеся на территории других стран.
Предполагается, что положения кодекса не будут обязательными для торговой сети и/или поставщика, за исключением случаев присоединения к документу в виде письменного согласия хозяйствующего субъекта. Таким образом, ставка делается на его добровольное принятие и следование нормам со стороны участников рынка.
В изучении. На прошлой неделе в Минэкономики прошло первичное обсуждение проекта с заинтересованными лицами, и, как оказалось, участники встречи пока не совсем понимают, какую пользу сулит появление подобного документа.
«Сейчас субъекты торговли, члены нашей ассоциации, изучают проект кодекса на предмет соответствия действующим юридическим стандартам, — сообщила исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская. — По результатам этой работы мы направим свои предложения в Минэкономики для дальнейшего обсуждения документа».
Еще одна участница встречи — экономист ООО «ФрутПоинт» (поставщик фруктов) Ольга Козловская — отметила, что в предложенном проекте кодекса она не нашла для себя ничего нового. Все изложенное там уже регламентируется законодательством и договорными отношениями, а потому непонятно, как документ может улучшить работу на товарном рынке.
Единственное, что заинтересовало собеседницу, это прозвучавшее на совещании в Минэкономики предложение включить в Кодекс добросовестной практики инструменты стимулирования продаж в торговых объектах, так называемые маркетинговые услуги. Не секрет, что выгодное расположение товара в магазине, например на палете в прикассовой зоне, может кратно увеличить его продажи. До сих пор заключение договоров на подобное размещение продукции вызывало массу вопросов со стороны контролирующих органов. Регламентация таких действий в кодексе могла бы снять лишнее напряжение.
Поставщики хотели бы решить и проблему просроченных долгов за отгруженную сетям продукцию (пожалуй, это их волнует больше всего). Однако для решения данной задачи проект кодекса не предлагает новых механизмов к тем, что уже существуют в законодательстве.
В смущении. Представители крупнейших розничных сетей, пожелавшие остаться неизвестными, и вовсе заявили о том, что не видят смысла в принятии данного документа в его настоящей версии, но при определенной доработке все-таки готовы поставить под ним подписи.
Документ на 90 % повторяет российский Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. В то же время в России разработку документа инициировали сами ритейлеры преимущественно в пиар-целях, чтобы преодолеть определенные негативные стереотипы, сформированные в общественном сознании еще с советских времен. У нас же пальму нормотворчества решили перенять чиновники. При этом ситуация в ритейле двух стран, несмотря на построение ЕЭАС и определенную унификацию законодательства, существенно отличается. Имиджевая составляющая для белорусских сетей не так актуальна, так как лояльность потребителей удалось завоевать.
С оглядкой на соседей. Предстоит не только доработать кодекс, в котором не нашли отражения отдельные проблемы внутреннего рынка, но и придумать механизм, обеспечивающий реализацию его норм, считает заместитель начальника управления координации поставок товаров на внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна «Белгоспищепром» Ирина Пашкевич. По ее мнению, сначала следует изучить опыт России, где аналогичный кодекс заработал лишь после создания отраслевой комиссии, в которую вошли представители сетей, поставщиков и независимые эксперты и которая была наделена функциями саморегулируемой организации.
Концерн намерен разослать проект кодекса подведомственным организациям, с тем чтобы собрать предложения и, вероятно, вынести их на дальнейшее обсуждение.
В ожидании предложений. Оптимистично судьбу кодекса оценивают в Минэкономики. Как следует из официального сообщения министерства, участники недавнего обсуждения отметили необходимость и целесообразность подписания документа как инструмента самостоятельного урегулирования поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении деятельности на товарных рынках. Были очерчены наиболее проблемные вопросы, возникающие при взаимодействии розничных торговых сетей и производителей (поставщиков) и подлежащие отражению в документе.
Согласно принятому решению участники встречи дополнительно проработают свои замечания и предложения и до 26 июня направят их на электронный адрес Минэкономики (competition@economy.gov.by). Департамент ценовой политики организует свод всех замечаний и предложений к проекту кодекса и разместит доработанный вариант на сайте ведомства.