МАРТ изучает данные о доле товаров отечественного производства в интернет-магазинах

10.11.2020
МАРТ изучает данные о доле товаров отечественного производства в интернет-магазинах
Все рекламные возможности портала belretail.by

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) обратилось к крупнейшим беларусским интернет-ритейлерам с целью выяснить долю товаров отечественного производства на их площадках. Обращение получил один из членов Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ), которая расцненила это как очередную регуляционную инициативу ведомства и опубликовала свою позицию по данному вопросу.

В Ассоциацию входят такие крупнейшие игроки онлайн-рынка, как E-dostavka, Onliner, Lamoda, «Остров чистоты и вкуса» и др.

Члены АПОТ изучили данную инициативу и считают, что основной причиной низкого присутствия товаров отечественного производства в интернет-торговле является слабая маркетинговая политика со стороны многих отечественных производителей. Не всегда отечественные предприятия именно с государственной собственностью (с долей госсобственности) стремятся осваивать новые направления для сбыта своей продукции.

По мнению членов Ассоциации, когда работа производителем поставлена достаточно качественно, предприятие открывает интернет-магазин, либо продает свою продукцию онлайн через представителей, то и установление дополнительных преимуществ перед остальными продавцами не требуется. Спрос на указанную продукцию диктуется непосредственно потребителем.

В качестве примера пассивности государственных ритейлеров приводится следующий пример:

После принятия Указа от 24.04.2020 № 143 (до 01.07.2020) о возможности продавать безрецептурные препараты онлайн, ни один субъект предпринимательской деятельности с государственной формой собственности (с долей государства) так и не приступил к реализации лекарственных препаратов с использованием интернет-технологий.

В релизе АПОТ отмечено, что в соответствии с данными Белстата доля товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота за последние 9 лет снизилась с 70,2% (2010 год) до 56,4% (2019 год). При этом указанное снижение происходит несмотря на установленную законодательством обязанность субъектов предпринимательской деятельности иметь в продаже товары отечественного производства в соответствии с утвержденными правилами, а также жесткими мерами ответственности за невыполнение установленного порядка вплоть до приостановления работы торгового объекта.

В АПОТ отмечают, что наличие ассортиментных перечней товаров не только не стимулирует маркетинговые службы отечественных производителей к поиску и освоению новых каналов и способов реализации продукции, но и не способствует повышению ее конкурентоспособности, т.к. гарантирует попадание на полку магазина.

При этом введение преимуществ для производителей (поставщиков) товаров отечественного производства путем установления для субъектов торговли обязанности иметь такие товары в наличии, не соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и содержит признаки нарушения запрета, предусмотренного Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», согласно которому государственным органам запрещается, принимать акты законодательства, если такие акты законодательства приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц.

При этом, в случае введения обязательного ассортиментного перечня для интернет-магазинов, ввиду виртуального размещения конкретного товара в витрине интернет-магазина (в отличии от стационарной сети), контролирующим органам проблематично будет доказать фактическое отсутствие отечественного товара при наличии товара на страничке интернет-магазина и отсутствии его на складе.

Ассоциация высказалась, что увеличить долю товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота можно за счет снятия запрета на реализацию через интернет ряда товаров. В частности имеется в виду продажу через интернет алкогольной продукции и табачных изделий. По данным Минздрава доля отечественных лекарственных препаратов на рынке составляет около 50%.

АПОТ также отметила, что за необходимость расширения перечня товаров, реализуемых с использованием интернет-технологий, высказываются и непосредственно потребители, о чем свидетельствуют результаты проводимого на официальном сайте АПОТ опроса потребителей (приняло участие более 10 тыс. человек).


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: