Согласно исследованию компании Ravelin, из-за COVID-19 и связанного с ним перехода к электронной коммерции, половина онлайн-продавцов в мире столкнулась со злоупотреблениями со стороны покупателей.
Потребители ложно заявляют, что не получали заказанный в интернете товар, чтобы вернуть средства. Таких случаев стало больше у 51% продавцов во всем мире.
Почти половина продавцов (49%) зафиксировали рост случаев, когда потребители использовали промокод для получения скидок, которые не были предназначены для них. Ситуацию усугубляет огромное количество регистрационных и реферальных бонусов и легко угадываемых кодов, используемых для привлечения клиентов.
Больше всего от злоупотреблений пострадала туристическая и гостиничная сферы.
Подмена товара
Данный способ применяется в основном при покупках в онлайн-магазинах с дорогостоящими товарами. Его схема проста:
- Покупается товар.
- Спустя определённое время оформляется возврат.
- Вместо приобретенного ранее товара мошенники возвращают старую, более дешёвую или повреждённую вещь.
Поскольку качественную подделку дорогостоящих вещей сейчас купить не проблема, нередко даже курьеры не в состоянии выявить обман. А что касается возврата сломанной электроники под видом ранее купленной, то этот способ весьма популярен во всех областях торговли.
Возврат использованных вещей
От этой схемы обычно страдают оффлайн и интернет-магазины модной одежды, предлагающие дорогостоящие наряды, украшения или аксессуары. Часто клиенты заказывают дорогое платье на корпоратив, празднование Нового года, свадьбу или выпускной, а после торжества сдают его обратно в магазин. Основные аргументы: не подошло по размеру, не смотрится, плохо сидит.
По статистике, в США 3/4 продавцов вынуждены нести убытки от мошеннических схем вардроберов. Ведь они прекрасно владеют приёмами восстановления первоначального вида ношеной вещи, и вскрыть их обман часто очень сложно.
Фиктивная кража карты (дружественный фрод)
- Дружественный фрод (от английского слова мошенничество — «мошенничество») — намеренный обман со стороны держателя карты, при котором интернет-магазин терпит двойные убытки. Его схема, следующая:
- Покупатель оформляет заказ, оплачивает его своей картой.
- После отправки товара он отправляет в магазин запрос на возврат средств. В качестве аргумента заявляет, что карта была утеряна / украдена, покупка совершалась не им.
- Обычно финансовые организации встают на сторону держателей карт, в результате чего продавец лишается и денег, и самого товара.
Такая схема обычно применяется в отношении компаний, предлагающих различные подписки.
Оплата краденными банковскими картами
Ежегодно порядка 3 миллиардов рублей крадётся с банковских карт соотечественников. И часто эти средства используются для совершения онлайн-покупок.
Мошенничество при оплате наличными
Такая схема работает, если покупателем была выбрана оплата наличными при доставке товара курьером. Для встреч мошенник обычно выбирает место на улице, в подъезде, торговом центре (то есть места, откуда можно быстро уйти). Схема, следующая:
- Покупатель отдаёт наличные за товар, при пересчёте курьер обнаруживает недостаток средств.
- Мошенник извиняется, забирает купюры обратно, вкладывает недостающую сумму, возвращает средства курьеру.
- Но при этом из пачки незаметно вытаскивается часть купюр. В результате появляется значительная недостача.
При обнаружении недостачи курьером мошенник быстро уходит — часто пути отхода продумываются им заранее. А если деньги курьером сразу не пересчитываются, то найти злоумышленника потом становится просто невозможно.