МАРТ разъяснил порядок реализации физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность (ремесленниками) изготовленных ими товаров.
Согласно вступившему в силу в 2018 году Указу № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары:
- на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
- в помещениях, используемых для изготовления этих товаров;
- путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
- посредством доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта;
- на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (т.е. размещать в сети интернет-рекламу (в том числе в социальных сетях), посредством которой возможна реализация изготавливаемых ими товаров).
При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы (в том числе интернет-рекламы), посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей» и Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе».
Закон о рекламе не содержит ограничений по месту и времени размещения (распространения) рекламы ремесленной деятельности. Это означает, что ремесленник имеет право размещать (распространять) рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях (газетах, журналах), на средствах наружной рекламы, в сети интернет и в иных, не запрещенных Законом о рекламе местах.
В силу статьи 1 Закона о защите прав потребителей ремесленники, реализующие изготавливаемые ими товары, являются продавцами.
В соответствии с этим продавец обязан в этой рекламе доводить до сведения потребителей информацию о:
- своих фамилии, собственном имени, отчестве;
- наименовании товара;
- цене товара;
- об условиях хранения товара, пользования товаром, если они отличаются от обычных условий хранения товаров, пользования товарами либо требуют специальных условий хранения, пользования;
- сроке доставки товара;
- цене и об условиях оплаты доставки товара.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»:
- интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (пункт 8);
- субъект торговли – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (пункт 31).
Учитывая приведенные определения, интернет-сайт ремесленника не является интернет-магазином и, следовательно, не подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь.