Четверть жителей Беларуси теряли деньги в результате телефонного или онлайн-мошенничества. При этом в банк обратился приблизительно каждый второй пострадавший (54%), но вернуть средства смогли только 4%. Таковы данные исследования Kaspersky.
Те, кто столкнулся с телефонным мошенничеством, понесли большие потери, чем те, кто попался на удочку злоумышленников в интернете. Так, 43% опрошенных белорусов лишились более 50 рублей в результате действий мошенников в сети. Среди тех, кто повёлся на телефонный обман, 61% респондентов лишился более 50 рублей, а 41% — более 175 рублей.
«Злоумышленники постоянно совершенствуют свои схемы, поэтому порой даже осведомлённый пользователь может стать жертвой обмана. По данным опроса, большинство респондентов предпринимают действия, чтобы обезопасить себя от мошенничества, например не сообщают свои персональные данные по телефону, не переходят по подозрительным ссылкам. Однако не так уж много людей используют специальные решения: у 6% установлен определитель номеров, у 30% — защитное решение от цифровых угроз. Важно понимать, что специализированные программы — это важная мера. В совокупности с нетехническими способами защиты, например повышением киберграмотности, они могут существенно повысить безопасность пользователей», — рассказывает Татьяна Шишкова, эксперт по кибербезопасности Kaspersky.
Чтобы не стать жертвой телефонного или онлайн-мошенничества, эксперты Kaspersky рекомендуют соблюдать несколько несложных правил:
- критически относитесь к крайне щедрым предложениям в сети;
- не передавайте никому свои конфиденциальные данные: пароли и логины от учётных записей в сервисах, коды из СМС и push-уведомлений;
- используйте специальные решения, которые не дадут перейти по фишинговой ссылке и подскажут, если на номер поступали жалобы на мошенничество, — всё это есть в Kaspersky Premium.
Опрос проведен компанией OnIn по заказу Kaspersky зимой 2023 года. В Беларуси в нём приняли участие 505 человек из разных городов, в том числе Минска, Могилёва, Гомеля, Витебска, Гродно, Бреста.