На пресс-конференции «Развитие интернет-торговли в Беларуси. Права покупателей и обязанности продавцов» начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик поделилась статистикой в сфере защиты прав потребителей.
За первую половину 2024 года государственными органами было рассмотрено 5 040 обращений потребителей. В первом полугодии 2023 г. этот показатель составил 3 968 обращений (+22%).
Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска – 49% от общего количества, исполкомами Могилевской области – 11%, МАРТ – 10%, Брестской – 9%, Минской – 8%.
В абсолютном выражении в МАРТ было рассмотрено 678 обращений. За первое полугодие 2023 года было рассмотрено 561 обращений.
По результатам рассмотрения обращений потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 712 044 рублей. Вынесено 141 предписание об устранении нарушений (в первом полугодии 2023 г. – 119), составлено 118 протоколов (в первом полугодии 2023 г. – 100), исполкомами подано 72 иска в суд (в первом полугодии 2023 г. – 79).
58% всех обращений приходится на сферу торговли, 20% на ЖКХ, 10% приходится на сферу платных услуг.
По мнению специалистов МАРТ основными проблемами в сфере торговли являются:
- предоставление продавцом недостоверной (неполной) информации о товарах,
- отказ продавца принимать товар с недостатком,
- несоблюдение сроков (возврата денежных средств, проведения проверки качества и экспертизы),
- интернет-покупки в социальных сетях.
Интернет-продавец обязан довести до сведения покупателя следующую информацию о себе:
- полное наименование и место нахождения (индивидуальный предприниматель - ФИО и место жительства),
- сведения о государственной регистрации (дата, регистрационный номер в ЕГР или регистрационный код (номер) в стране регистрации),
- номера контактных телефонов, адрес электронной почты, а также лица, уполномоченного рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, за исключением продавцов, которые осуществляют дистанционную торговлю через интернет-площадку,
- режим работы.
Интернет-продавец обязан довести до сведения покупателя следующую информацию о товаре:
- наименование товаров,
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (о пищевых продуктах - состав, пищевая ценность; для продуктов для детского, лечебного и диетического питания - калорийность, наличие витаминов),
- указание, что пищевой продукт является ГМО,
- сведения о специальных свойствах (показания и противопоказания к применению отдельными возрастными группами, при отдельных видах заболеваний) пищевых продуктов,
- цена, условия приобретения и оплаты товаров, а также способы оплаты товаров,
- способы и сроки доставки товаров,
- цена и условия оплаты доставки товаров,
- гарантийный срок, если он установлен,
- дата изготовления,
- срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, условия хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения.
Интернет-продавец обязан довести до сведения покупателя следующую информацию:
- полное наименование и место нахождения лица, уполномоченного продавцом или законодательством на доставку товаров,
- полное наименование и место нахождения лица, уполномоченного продавцом или законодательством на установку, подключение, наладку и пуск в эксплуатацию технически сложных товаров бытового назначения, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет в части самостоятельного выполнения этих работ покупателем,
- сведения об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая сведения о порядке возврата товаров и (или) денежной суммы, уплаченной за товары.