Белорусская автомобильная ассоциация (некоммерческое объединение официальных автодилерских предприятий) обратилось к правительству Беларуси с предложением устранить негативные тенденции на автомобильном рынке РБ.
По мнению участников БАА, В 2014 году в стране были приняты правовые нормы, которые в комплексе поставили на грань выживания официальный автомобильный бизнес. Это и утилизационный сбор, и 90-дневная отсрочка по зачету НДС на ввозимые автомобили и запчасти, и регулируемые розничные цены без включения в них обоснованных затрат, и 30% комиссионный сбор на покупку валюты.
В результате указанных решений, а также резкой девальвации российского рубля автомобилизированная Республика Беларусь повторила порочную практику 2011 года пополнения бюджета соседних стран, дестабилировав функционирование собственного валютного рынка.
Так по оценкам экспертов, в случае сохранения ситуации, в 2015 году автомобильный рынок сократиться на 40%. По итогам 2014 года он продкмонстрировал рост на уровне тех же 40%.
Особенностью 2014 года стала возросшая активность физлиц по покупке автомобилей в России, что и обеспечило основной рост рынка. "Серый" ввоз автомобилей населением вырос в 2014 году, по предварительным данным, в 5 раз.
Белорусский рынок новых легковых автомобилей пока находится в замороженном состоянии, что вполне ожидаемо. Импортеры и дилеры не ожидают высокой активности покупателей в течение I квартала и одновременно не исключают корректировок своих планов на текущий год.
БАА считает действующие меры борьбы с импортом неэффективными как в части экономии валютных средств страны, так и в части поступлений в бюджет от официальных дилеров в связи с сокращением потерянной реализации. Любые меры ограничения деятельности национальных импортеров автомобилей провоцируют покупки автомобилей гражданами в соседней стране, усложняют ситуацию в экономике и существенно сокращают возможности сбыта автомобилей, произведенных в республике.
Планируемое возобновление действия мер по 90-дневной отсрочке принятия в зачет НДС по импортным товарам окончательно погубит легальный автомобильный бизнес страны, уже и без того стоящий на грани выживания.
В целях приобретения автомобилей, запчастей, смазочных материалов и автопринадлежностей нашими гражданами в нашей стране БАА направила в правительство предложения, которые позволят:
- содействовать развитию цивилизованного автомобильного рынка в стране;
- содействовать развитию локальных производств легковых автомобилей;
- содействовать росту налоговых поступлений в бюджет страны;
- сократить неорганизованный вывоз валюты из страны;
- препятствовать ввозу в страну старых подержанных автомобилей.
В связи со сложившимися обстоятельствами на автомобильном рынке страны БАА вынуждено приняла решение об отказе от проведения в текущем году уже ставшей традиционной выставки Моторшоу.
БАА продолжает установившуюся практику предоставления информации по итоговым продажам новых автомобилей в республике, и в середине февраля разместит итоги продаж 2014 года на своём интернет сайте http://www.auto-baa.by/ с проведением пресс-конференции для СМИ.