Государство все сильнее загоняет взаимодействие белорусских производителей с розницей в формат «не продадите товар, съедите сами, будет плохо продаваться, снизите наценку, свою маржу и реализуете, и деньги заплатите, никуда не денетесь».
С 1 июля 2014 года вступает в силу закон №128-З от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Беларуси» в котором соблюдение объектами торговли Беларуси ассортиментного перечня товаров будет носить не рекомендательный (как в настоящий момент), а обязательный характер.
По мнению экспертов рынка рознично торговли, такие изменения в законодательство приняты с целью продвижения белорусского товара на внутреннем рынке. Инициаторы нововведения полагают, что с расширением крупных торговых сетей должна изменяться и доля белорусской продукции в рознице. В этой связи обязательный ассортиментный перечень – хороший рычаг для управления розницей в части заполнения полочного пространства продукцией белорусских производителей.
Однако даже существующие рекомендации по количеству видов товаров определенных категорий, «неадекватны и не соответствуют действующим форматам торговли».
В действующий на сегодня ассортиментный перечень, утвержденный постановлением Минторга, включены продовольственные и непродовольственные товары преимущественно белорусского производства.
По непродовольственной группе товаров рекомендательным ориентиром является количество разновидностей того или иного вида товара. По продовольственной группе товаров количественные показатели установлены в зависимости от площади торгового объекта.
Ожидается, что до вступления в силу закона о госрегулировании торговли ассортиментный перечень будет скорректирован в сторону более высокой степени детализации товаров, наличие которых розница должна будет обеспечить в необходимом количестве.
«Пока мы не знаем, как точно будут выглядеть ассортиментные перечни, какую информацию будут содержать. Если будет указан конкретный производитель, количество SKU, которое мы должны выложить от этого поставщика на прилавок или его доля на полках – это будет ущемление интересов покупателя. Например, если надо будет отдать половину полок под белорусский продукт – мы потеряем в финансовых показателях», – отметил в комментарии начальник коммерческого управления СООО «НТС» (бренд «Родная Сторона») Ренарс Гулбис.
По словам директора одной из розничных сетей, ритейлеры не против ассортиментного перечня, «но к его формированию надо подходить здраво и прописывать адекватные количественные показатели исходя из формата торгового объекта, стратегии, площади, региона. На сегодня этого нет».
Как отметил собеседник, управление полочным пространством и ассортиментом продукции в торговых объектах осуществляется по определенным правилам. Площадь расположения товаров зависит от стратегии объекта торговли и доли в доходе, которую занимает та или иная категория товара.
«Если, например, доля шоколада в доходе сети составляет 5%, значит под категорию «шоколад» в наших объектах выделяется 5% торговой площади магазина. Соответственно, если белорусская продукция в доле дохода от продажи категории «шоколад» занимает 10%, я, как грамотный менеджер, должен выделить для производителей белорусского шоколада торговую площадь в 10% от всего торгового пространства, выделенной под шоколад», – пояснил директор сети.
Но торговому объекту, исходя из его площади, по словам собеседника, рекомендовано сегодня иметь на полках 75 видов только белорусского шоколада. «Если учесть, что данное количество видов должно занимать 10% торгового пространства, то вся категория «шоколад» должна быть представлена 750 видами. Но кому нужен такой объем шоколада?», – подчеркнул директор сети.
По оценкам ритейлеров, введение обязательного соблюдения ассортиментного перечня при сохранении его в нынешнем виде меньше всего скажется на деятельности и доходности крупных розничных сетей. Больше всех в этой ситуации пострадает мелкоформатная розница, торговые площади которой не соответствуют предъявляемым требованиям по наличию нужного количества товаров.
Следствием выполнения ассортиментного перечня станет рост просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками, так как мелкие объекты торговли не смогут продавать продукцию в доведенных объемах, либо заморозка ресурсов в виде непроданной продукции в случае расчетов с производителями по требованию последних.
Учитывая, что мелкоформатная розница на сегодня доминирует на рынке (по данным Минторга, более 70% всех торговых объектов составляют магазины до 100 кв. м), ожидаемые финансовые проблемы небольших торговых объектов отразятся в целом на состоянии рынка ритейла и его финансовых показателях.
По мнению Ренарса Гулбиса, если ассортиментный перечень будет расширен, причем значительно – вся торговля столкнется с проблемами.
«Например, сейчас мы выполняем рекомендации по ассортименту молока в наших магазинах. Если же эта цифра будет увеличена, то выполнить постановление будет затруднительно. Поэтому весь вопрос в том, насколько разумно будет доработан перечень и насколько поставщики будут готовы предоставлять эту продукцию. Если государство принимает решение по сетям, то было бы правильным принять решение и по работе поставщиков, чтобы они были готовы выполнять заказы торговли», – отметил Гулбис.
По словам ритейлеров, розница может столкнуться с ситуацией, когда производитель не предоставит в нужном объеме и в срок товар по причине снятия его с производства или оптимизации ассортиментной матрицы. За невыполнение минимального ассортиментного перечня на объект торговли могут наложить штрафные санкции. В то же время ответственность производителя никак не обозначена. Хотя именно производители должны в первую очередь быть заинтересованы в реализации товара и с этой целью проводить оптимизацию ассортиментной матрицы и производить только тот товар, который нужен рынку.
«Но не все местные поставщики соответствуют требованиям ритейла. Не все готовы предоставить скидки, даже если товар скапливается на складах. Не секрет, что некоторые производители выпускают товара больше, чем покупатель может потребить. При этом руководство предприятий не думает как экономисты, бизнесмены, а по привычке работает методами плановой экономики», – отмечает Гулбис.
По его словам, есть производители, которые не наносят штрихкоды на товар несмотря на то, что все магазины сети работают со штрихкодом. Некоторые производители не обеспечивают доставку своего товара, приходится работать с самовывозом и погрузкой. Все это также влияет на работу с отечественными поставщиками».
Представители розницы подчеркивают, что белорусский товар не всегда и не во всех категориях так популярен, как этого хотели бы производители.
«Но на практике часто получается другой диалог: «Не продадите товар, съедите сами, будет плохо продаваться, снизите наценку, свою маржу и реализуете, и деньги заплатите, никуда не денетесь», ‑ комментируют ритейлеры позицию отдельных производителей.