Олег Чумаков, руководитель проектов по цифровизации бизнеса компании «Первый Бит.Минск» спрогнозировал, какие профессии находятся в зоне риска.
Кому надо быть готовым к конкуренции с программными роботами (ТОП-5)?
1. Менеджеры по обработке заказов
С растущим потоком поступающих онлайн-заказов вручную менеджерам справляться становится всё сложнее. При этом каждый потерянный или некачественно обработанный заказ — это недополученная прибыль. Если процессы, связанные с обработкой заказов стандартизированы (а иначе, это реальная проблема), то роботизировать это проще простого.
2. Специалисты отдела закупок
Изучение предлагаемого ассортимента, заказ продукции, документооборот, работа с разными системами учета – со всем этим программные роботы справляется намного быстрее и эффективнее человека. Живое общение, в принципе, тоже сводится, чаще всего к формату работы чат-бота. Специалистам останется только так называемое «поддержание контакта», но и тут при большом объеме работы особо не расстараешься.
3. Диспетчеры работы курьеров
Высокая цена ошибки, стрессовость работы заставляет уже на данный момент активно внедрять ИТ-инструменты и до тотальной роботизации тут уже рукой подать.
4. Специалисты по кадровому учету
Еще одна категория работ, связанная с большим объемом обрабатываемой информации и при этом исполняемая по стандартному алгоритму и с одними и теми же формами документов. Творчества в этом немного – идеальная работа для RPA и малопривлекательная для живого человека.
5. Бухгалтеры по расчету и начислению заработной платы
Данные хранятся в используемых компаниями базах данных, формулы расчета известны и меняются редко. Начисление происходит по стандартному алгоритму. Налицо все признаки задач для цифровых роботов.
Очевидно, что в список попали представители специальностей, связанных с сервисными видами деятельности, которые занимаются обработкой цифровых и коммуникационных данных.
Разумеется, надо учитывать, что RPA (Robotic Process Automation), как инструмент повышения операционной эффективности компании, ориентирован на роботизацию процессов, а не на полноценную замену каких-то профессий.
Важно отметить, что процессная организация работы лучше оцифровывается и экономический эффект легко рассчитать. В принципе, компании, перешедшие от функционального управления к процессному, всегда гораздо более эффективны. После оцифровки (расчета скорости и затрат исполнения, потока формирования ценности) бизнес-процессов, имеющих четкий пошаговый алгоритм, программные роботы еще больше ускоряют процессы, снижают издержки и повышают продуктивность без увеличения штата. Цифровой робот выполняет работу 24/7/365 без перекуров и ошибок.
Отсюда следует, что те профессии, которые связаны с алгоритмизированной работой, в которой нет креативной составляющей и которые не связаны с принятием управленческих решений, в ближайшем будущем будут постепенно роботизироваться.
Кадровый оптимизм
Что же касается творческой составляющей, то тут программным роботам далеко до человека: они не могут генерировать идеи, работать в условиях нестандартных ситуаций, не могут выстроить доверительную коммуникацию внутри бизнеса.
Программные роботы призваны усиливать человеческий ресурс: минимизировать ошибки, увеличивать скорость выполнения бизнес-процессов, тем самым повышая продуктивность, а также позволяют сотрудникам не потерять мотивацию ввиду перегруженности и стресса.