Большой и малой торговле прописали кнут и пряник: топ-10 изменений

02.03.2014
Большой и малой торговле прописали кнут и пряник: топ-10 изменений
Все рекламные возможности портала belretail.by

Новый закон о госрегулировании торговли и общественного питания вступит в силу 22 июля нынешнего года. О том, какие перемены ждут рынок, как сетевым магазинам умерят аппетиты, чем поддержат мелкого частника и что в результате всех перемен ждет потребителя, на онлайн-конференции БЕЛТА рассказали заместитель министра торговли Ирина Наркевич и начальник управления организации торговли и услуг министерства Виолетта Брезовская.

1. Крупные аппетиты ритейлеров ограничат 20-ю процентами

Законом закреплено максимальное значение доли рынка для одного игрока ‑ 20% ‑ после чего торговая сеть не сможет покупать или арендовать дополнительные площади на этой административной территории. Ограничение действует для торговли продуктами питания. «Выскочившему» за разрешенную цифру придется или перепрофилироваться, или ждать выхода на рынок других игроков для снижения своей доли.

«Мы не должны быть зависимы от кого-то, например, от крупного недобросовестного игрока, ‑ уверена Ирина Наркевич. ‑ …Важно создать конкурентную среду и ограничить сильного, который будет довлеть над белорусским производителем, поэтому сделан такой процент. Кроме того, не нужно забывать о малом бизнесе, магазинах шаговой доступности. Нужно защищать интересы малого бизнеса, потребителей, белорусского изготовителя продуктов питания и сельского населения, где в основном работает потребкооперация. Иногда потребкооперация заведомо работает на невыгодных условиях, когда везет товар и открывает магазины в малых населенных пунктах и деревнях».

Представитель Минторга отметила, что уже есть игроки, превысившие скоро вступающее в силу ограничение. Например, по Минскому району есть превышение по крупным игрокам на рынке розничной торговли ‑ 22%. «Местные органы власти видят эти проценты и будут на них ориентироваться, когда будут согласовывать открытие или строительство каких-то объектов. Местные власти не допустят того, чтобы к 22 июля какой-то крупный игрок занял 30-50%», - заверила Наркевич.

Она добавила, что обойти ограничение через создание аффилированных компаний не получится: в антимонопольном блоке закона прописаны и эти подходы.

«Сегодня есть новые темы, например, франчайзинг. Сегодня на тему франчайзинга уже может работать и сам розничный объект, который имеет свой раскрученный бренд. Здесь нужно будет все продумать, чтобы не было завуалированного подхода на рынке, поэтому в законе эти подходы прописаны», - рассказала Наркевич.

2. Давить на производителя не позволят

В законе заложены механизмы развития добросовестной конкуренции. «Когда проанализировали результаты изучения Госконтролем практики, когда торговые объекты заламывают нашим изготовителям и поставщикам сумасшедшие цены за какие-то маркетинговые и рекламные исследования, было принято решение очистить договор поставки от всяких не связанных моментов. Было много споров, обсуждено много подходов, и то, что получилось у нас, не окончательный вариант закона», - уточнила Ирина Наркевич. Она пояснила, что есть те же маркетинговые договоры, рекламные договоры, где зачастую суммы ничем не обоснованы и не отрегулированы. Власти намерены «как-то ограничить уровень рентабельности этих услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам».

Уже этим законом установлено ограничение на заключение любого другого договора, предусматривающего плату за торгово-технологический процесс. «А то ведь как было: привозит поставщик товар в магазин, сам раскладывает на полках и всячески сопровождает и за это еще с производителя брали деньги. Теперь деньги за это с поставщика взимать нельзя. В противном случае будут применяться штрафные санкции», - сообщила Наркевич.

Виолетта Брезовская пояснила, что разделение процессов поставки товаров и проведения рекламных мероприятий – только начальный этап урегулирования. «Вполне возможно, что мы вернемся к нормированию рекламных расходов, направленных на продвижение товаров в торговых объектах, которое было отменено указом президента в 2010 году, либо будут применены иные ограничительные меры по определению объемов рекламных услуг, оказываемых субъектами торговли».

Кроме того, новым законом ограничат возможности давления торговых сетей на поставщиков.

«Это все та же тема ответственности и создания практики добросовестной конкуренции на рынке. Условия должны быть такими, чтобы сильный контрагент, мощное торговое предприятие, не давил на поставщика, и у контрагента цена в торговле с учетом торговой надбавки не оказалась ниже, чем отпускная цена изготовителя другим торговым объектам. Заложен некий противовес, который позволит избежать этого недобросовестного давления и не создавать недобросовестную конкуренцию на рынке. Будет административная ответственность, правоприменительная и судебная практика. И штрафы, судя по международному опыту, здесь могут быть большие. В России применяется вплоть до уголовной ответственности», - аргументировала Наркевич.

3. Честное имя под контролем

В Минторге намерены добиться, чтобы реклама магазина, его вывеска соответствовали его работе. «Что такое дискаунтер, что такое гипермаркет и чем они отличаются от магазинов шаговой доступности, гражданину будет понятно из закона. К моменту, когда он вступит в силу, все должно соответствовать названию, вывески придется откорректировать, - сообщила Наркевич. - К примеру, есть такое популярное явление, как дискаунтер. Что это такое? Существуют довольно вольные трактовки, дескать, это магазин, где все со скидками. С точки зрения торгово-технологического процесса, это магазин, где предусмотрен максимальный уровень самообслуживания покупателя. Покупатель сам все достает из ящика, упаковки, практически из контейнеров. Магазин минимально сопровождает товар в торговом зале. И есть другие магазины, где красивый зал, товар красиво разложен на полках, где консультанты. В таких местах уже будет более высокая цена, так как более высокий уровень сопровождения. Поэтому все магазины должны быть честными перед покупателями - назвали дискаунтером, значит, минимум услуг и минимальные цены».

Такое же правило будет действовать и в ресторанах, где введена зависимость от типа заведения. «На классы по уровню сервиса будут подразделяться только рестораны, кафе и бары. И классы будут «люкс», «высший» и «первый». Под вывеской «ресторан» в соответствии с законом должен оказываться четкий набор услуг, который человек вправе получить», - отметила Наркевич.

4. Большой контроль маленькой торговле

С одной стороны, новый закон о госрегулировании торговли защищает небольших игроков от акул ретейла, с другой – и к маленьким магазинам шаговой доступности обещают также проявлять большое внимание.

«Государственное регулирование торговли предполагает в том числе не просто хаотичное размещение, где хотите, магазина, - рассказала Ирина Наркевич. - В законе пропишут, что местный орган власти наделяется правом и зоной ответственности - он должен нарисовать схему своего района, где какой объект должен быть». Сегодня объекты площадью до 400 кв. м, то есть как раз магазины шаговой доступности, не должны размещаться на схеме. А вот более крупные объекты должны быть только там, где местные органы власти скажут. «Появляется сразу вопрос поглощения: как быть, чтобы сильный не задавил маленькие магазины?», - отметила заместитель министра.

По данным Минторга, у нас более 70% составляют магазины до 100 кв.м, и этот процент в министерстве считают важным не потерять. Дальше идут магазины от 100 до 400 кв.м. Объектов от 650 до 1 тыс. кв.м - 1%, от 1 тыс. до 3 тыс. - 0,4%, свыше 3 тыс. кв.м (это гипермаркеты) - 0,1%.

При этом в законе заложен преференциальный подход для магазинов шаговой доступности, для субъектов малого бизнеса. «Очень хочется, чтобы органы местного управления, местные исполкомы создавали преференциальный подход, который они могут применять. В том числе речь идет об уменьшении арендной платы и определенных налогов для тех объектов торговли, которые делают, например, скидки для малообеспеченных граждан», - отметила Наркевич.

5. Интернет-площадкам придется напрячься

Коснется документ и набирающей темпы интернет-торговли. «Люди жалуются, иногда даже возбуждаются уголовные дела, потому что пропал продавец с интернет-площадки и его невозможно найти. Они обращаются к интернет-площадке, Министерству торговли, но приходится отвечать, чтобы граждане обращались в суд, так как интернет-площадка не имеет никакого отношения к деятельности продавца», - рассказал Наркевич.

В законе заложено, что площадка будет обязана делать. Добросовестные участники рынка, отметила замминистра, уже год сотрудничают с Минторгом, закладывая механизм в договоре, предусматривая определенные атрибуты в полях для заполнения интернет-магазином. «В них необходимо указать, зарегистрирован ли ты в торговле, разместил ли ты информацию в соответствии с законодательством, ту, которую положено указывать на первой странице. Обозначено, каким должен быть документ, который будет выдаваться потребителю. Все поля должны быть заполнены в соответствии с законодательством. Если поля не заполнены, то договор не будет рассматриваться. Цены должны быть указаны в белорусских рублях, после можно указывать в другой валюте. Вот это инструменты, которые многие ведущие добросовестные площадки уже давно ввели. Но, к сожалению, есть и те, которые не хотят соблюдать законодательство», - посетовала Наркевич.

Ответственность перед законом по продаже товара лежит на собственнике товара, который его продает. В законе о защите прав потребителя указано, что ответственность несет продавец, потому что это конечное звено перед потребителем. То есть если есть производственный брак, то ответственность будет нести изготовитель, но через розничного продавца. «Площадка же будет создавать условия, чтобы было соблюдение законодательства субъектами, но она не будет отвечать перед потребителем. Другое дело - жалоба потребителя, который не может достучаться до какого-то интернет-магазина и его найти: искать его будет в том числе площадка. И когда говорят, что интернет-площадкам придется расширять штат людей для выполнения этой работы, то это не так, потому что в штате всегда есть юристы, которые должны будут участвовать в процессе по соблюдению законодательства», - отметила Наркевич.

6. Ассортимент – под контроль

Согласно закону о госрегулировании торговли магазины должны будут соблюдать в обязательном порядке ассортиментный перечень товаров. Раньше такие перечни были лишь рекомендацией, теперь их разработают для различных видов объектов. «Есть разница между объектом площадью 3 тыс. кв. м и магазином до 100 кв. м, в котором просто невозможно весь товар гипермаркета выложить», - пояснили в Минторге.

Наркевич отметила, что это позволит потребителю понимать, куда он пришел, такие-то товары должны быть в наличии. «Эта тема очень важна, в особенности она уходит в плоскость отечественного товара. Смотрите: предприятие выпускает какой-то товар под потребности населения, потом граждане приходят в объект торговли и не находят этот товар. Разве это нормально? Ассортиментный перечень расставит все на свои места и скажет: столько-то отечественных товаров таких-то моделей должно быть в наличии. Вот это и есть механизм, инструментарий государственного регулирования продажи отечественной продукции на полках белорусских магазинов», - уверена она.

 Ассортиментный перечень будет включать и импортные товары. «Кофе или цитрусовые у нас никогда расти не будут. Но если человек хочет купить в крупном магазине обезжиренное молоко, так предоставьте ему это право. При этом сверх ассортиментного перечня субъект хозяйствования имеет право иметь любую группу товаров, особенно это касается специализированных магазинов. Например, мясная лавка: там может быть молоко, но основная тема – мясо, и линейка таких продуктов должна быть широчайшая. Взять хлебный магазин: там должно быть не три вида хлеба, а и бездрожжевой, и диетический, и диабетический, и практически все, что вообще выпускается», - сообщила Наркевич.

7. Магазины для всех

В законе прописана обязанность местных органов власти создавать условия для улучшения обслуживания населения: предусматривать в градостроительной документации строительство и размещение объектов торговли и общепита, а также стимулировать создание магазинов шаговой доступности и общепита, в которых обеспечивается обслуживание социально незащищенных слоев населения - малообеспеченных граждан, ветеранов, пожилых людей и инвалидов.

«Речь идет не только о создании безбарьерной среды. В первую очередь хотелось бы, чтобы местные исполнительные и распорядительные органы приняли решения об освобождении магазинов, обслуживающих малообеспеченных граждан, от отдельных платежей или уменьшении их размера (аренда, коммунальные платежи и т.д.). Развитию сети таких магазинов послужило бы также предоставление их собственникам объектов недвижимости без аукциона», - считает Наркевич.

8. Прозрачность закупок

В законе о торговле появляется механизм открытого объекта торговли. Продавец обязан, если хочет приобрести какой-то товар, эту информацию публично выставить у себя на сайте или сообщить о своем намерении другим образом.

«Все выгодные условия покупки должны быть публичными. Если объект торговли отказывает, это должно быть чем-то мотивировано. Прозрачность информационной структуры магазина вводится в закон», - комментирует представительница Минторга.

9. Собственник следит за продавцом

Законом вводится обязанность для юрлиц, которые имеют в собственности и сдают в аренду торговые центры, принимать меры по соблюдению продавцами законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и других требований.

«Сейчас торговых центров почти 400 по всей республике. В каждом из них по 80-100 арендаторов. В них представлены белорусские, иностранные бренды, многие работают по франчайзингу. Торговые центры - это площадки, где могут размещаться магазины, потому что некоторые из них не могут себе позволить размещаться в центре города. Мы не только даем разрешение на строительство такого объекта, но и на зарабатывание денег на аренде торгового центра. Он по аналогии с интернет-площадкой сам не продает товар, хотя может какие-то бренды продавать в своем торговом центре. Последние объекты, которые у нас открылись, это, например, «Корона», где на двух этажах размещено 150 брендов, 150 магазинов», - рассказал Наркевич.

Просто открыть и пригласить туда людей - это не все, добавила она. «Необходим договор, информация о продавце, чтобы она была указанна в определенном месте. Режим работы - это элементарная вещь, которая должна быть указана. Например, торговый центр работает до 23 часов. А арендаторы как должны работать? Тоже до 23. Сейчас согласно закону торговый центр будет контролировать время работы арендаторов. Они должны способствовать тому, чтобы законодательство соблюдалось», - отметила специалист.

10. Оплата - в срок

Законом о государственном регулировании торговли и общепита установлены предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их годности. Норма это новая и, как отметила Ирина Наркевич, регулирует она «деликатную сферу выполнения договорных обязательств».

«Когда мы готовили закон и анализировали мнение концернов, производителей, то они говорили о больших трудностях с соблюдением сроков оплаты за поставленную продукцию. Особенно проблема обострилась, когда появились сильные игроки на рынке, которые стали давить своей мощью, то есть, опираясь на большое количество своих магазинов, начали диктовать условия поставщикам. А деньги при этом платить вовремя особенно и не торопятся. Это фактически кредитование такое изготовителем магазина», - констатировала представитель Минторга.

Выходило, к примеру, что государство тратит деньги на поддержку АПК, а потом эти деньги опосредовано попадают в том числе и в торговлю. Решено было оговорить ответственность за своевременность расчетов. «Сегодня ответственность заложена в механизме договорных отношений и взимании пени за просрочку. Но систему ответственности в этой сфере необходимо совершенствовать, продумать, потому что положения договоров работают только в условиях добросовестности участников рынка. Я считаю, что помимо договорной ответственности за просрочки, необходимо ввести административную ответственность в этой сфере, чтобы торговая инспекция как контролирующий орган могла отслеживать эти моменты, и административным ресурсом тогда защищать права производителей как поставщиков от недобросовестных игроков на рынке», - констатировала Ирина Наркевич.

Сейчас обсуждается, какие конкретно санкции могут применяться за нарушение предельных сроков оплаты и как разделить объективные и субъективные причины роста количества таких нарушений, чтобы понять вводить санкции или не вводить. «Но, скорее всего, административную ответственность надо вводить», - считают в Минторге.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: