На место международных брендов в Беларусь приходят российские ритейлеры. Крупные сети страны из РФ активно ведут переговоры с ведущими торговыми центрами и постепенно расширяют пространство.
Эксперты считают, что спрос на товары в сегментах одежда и косметика/парфюмерия от российских сетей растет. При этом серьезными конкурентами для них выступают белорусские игроки.
Могут ли российские сети генерировать трафик и по каким направлениям они задают тон, выясняли с экспертами рынка коммерческой недвижимости.
В топе – одежда, косметика и развлечения
Наибольший интерес к белорусскому рынку наблюдается со стороны российских fashion-ритейлеров, beauty-сетей и операторов товаров для дома, отмечают эксперты. Так, например, в ТРЦ Galileo, который находится в центре Минска у ЖД-вокзала уже представлены такие крупные российские бренды, как Befree, Zarina, «Л’Этуаль», Kari, Gloria Jeans, O'stin, «Спортмастер», а также уникальные для Беларуси магазины: Adamas и Love Republic.
«И мы продолжаем вести переговоры с другими крупными игроками. Также осенью 2024 года Galileo пополнился российским оператором сферы развлечений: самой большой ареной виртуальной реальности Warpoint на фудмолле Конкорс», – отмечает начальник отдела аренды ТРЦ Galileo Елена Демещенко.
В то же время особенностью является то, что российские бренды HoReCa менее активны в Беларуси, чем fashion. Эксперты объясняют это тем, что в Беларуси наблюдается высокая концентрация food-сетей, которые являются сильными игроками на рынке.
«Однако мы активно работаем над расширением пула корнеров фудмолла «Конкорс». На данный момент активно ведутся переговоры с несколькими известными российскими брендами HoReCa», – добавляет представитель ТРЦ.
Интерес белорусских покупателей к российским брендам обусловлен сочетанием качества, доступности и актуальности предложений, считают эксперты.
Конкуренция растет
Как и в России, в Беларуси российские бренды частично заменили ушедшие с рынка мировые. Но есть свои особенности.
«В Беларуси количество брендов, покинувших страну, значительно меньше, чем в России. В частности, в Galileo не было тех брендов, которые ушли с нашего рынка, что исключает необходимость поиска замен. Поэтому все изменения в нашем ТРЦ – это естественное обновление пула арендаторов, направленное на усиление торгового центра в рамках реновации», – отмечает Елена Демещенко.
Российские ритейлеры заинтересованы в площадях с высоким трафиком, прозрачных условиях аренды, в том числе возможности комбинированной ставки, когда сочетаются фиксированная базовая величина аренды и процент с товарооборота, а также в маркетинговой поддержке. То есть важны комплексные условия, включая продвижение новых арендаторов.
Процесс переговоров в среднем занимает от 1 до 6 месяцев. Иногда – около года. Все зависит от бренда и формата магазина.
«В целом по Беларуси российские бренды действительно заняли часть освободившихся ниш. Однако важно понимать, что локальный рынок продолжает развиваться, и появление российских игроков повышает уровень конкуренции среди всех участников. Белорусские ритейлеры усиливают свои позиции, обновляют ассортимент и сервис. В итоге выигрывает покупатель», – констатирует исполнительный директор компании NAI Belarus Андрей Алёшкин.
Якорь для генерации трафика
Российские ритейлеры вполне могут быть якорными арендаторами в Беларуси.
«В торговом центре Galileo, например, к категории якорных арендаторов относятся такие бренды, как «Л’Этуаль», Gloria Jeans, «Спортмастер», которые генерируют стабильный трафик и привлекают свою аудиторию. Кроме того, российские бренды часто представляют в своих магазинах одежду и обувь для всей семьи, включая женские, мужские и детские отделы, что позволяет покупателям удовлетворить все свои потребности в рамках одного посещения», – отмечает начальник отдела аренды ТРЦ Galileo Елена Демещенко.
При этом в последние годы у российских брендов есть тенденция к увеличению арендуемой площади. Например, во время реконструкции Galileo площадь магазинов Befree и Zarina была увеличена в два раза (Befree – с 312 кв.м до 604 кв.м, а Zarina – с 235 кв.м до 459 кв.м). Сейчас в ТРЦ российские ритейлеры открывают магазины в среднем на 400–900 кв.м, в зависимости от концепции.
Что касается рынка в целом, то fashion-бренды чаще всего работают в диапазоне 250–600 кв.м, а beauty-сети – от 100 до 300 кв.м.
А что выбирают сами россияне?
Как отмечают представители ТРЦ Galileo, который находится прямо у железнодорожного и автовокзала и каждый день пропускает через себя огромный поток туристов, особым интересом у гостей из России пользуется ресторан белорусской кухни «Васильки». К слову, он сейчас на реконструкции. Спрос оказался таким высоким, что было принято решение обновить интерьер и увеличить количество посадочных мест.
Кроме того, повышенным спросом пользуются белорусские сетевые бренды, такие как Conte и Mark Formelle.
«Сформировался тренд и на авторскую одежду, что мы видим на примере мультибрендового пространства Boulevard с локальными белорусскими брендами. Интерес к площадке также на постоянной основе проявляют российские дизайнерские бренды.Это свидетельствует о растущем интересе к белорусскому рынку со стороны российских брендов, что открывает новые возможности для развития и сотрудничества», – подчеркивает Елена Демещенко.
Справочная информация:
NAI Belarus – белорусское представительство сети консалтинговых компаний NAI Global, которая входит в топ-6 мировых брендов на рынке недвижимости и является одним из крупнейших брокеров, представленным в 43 странах.
ТРЦ Galileo – популярный в Минске мультифункциональный комплекс-хаб, объединенный с Центральным автовокзалом. Семиэтажный ТРЦ занимает 61 305 кв.м, в том числе торговая площадь – около 30 тыс. «квадратов». Внутри работает около 100 операторов – магазинов, кафе, ресторанов, салонов красоты и других заведений.