Что объединяет The New York Times, Гарвардский университет, Sony Music и TechCrunch? Все они сделали свои сайты на самом известном движке — WordPress. Да, интриги в мировом рейтинге систем управления сайтом (CMS) не наблюдается уже давно. На этой бесплатной системе с открытым исходным кодом работает 43% всех сайтов и 15% самых посещаемых в мире веб-ресурсов. Она позволяет создать практически любой веб-проект, в том числе за счет десятков тысяч дополнительных модулей, шаблонов дизайна и плагинов. Это подтверждается более 34 млн. работающих в данный момент сайтов на WordPress и долей почти 62% в рейтинге CMS.
В Беларуси этот движок также много лет удерживает лидерство. По данным hoster.by, у 56% сайтов, которые работают на серверах провайдера и используют CMS, под капотом именно WordPress. Для них даже разработан специальный хостинг, который позволяет таким веб-проектам работать быстрее.
С лидером все понятно, а что дальше? В мировом рейтинге, на порядок отставая от WordPress, разместились конструкторы сайтов и CMS, которые позволяют создавать свои проекты без единой строчки кода и направлены в основном на некрупный бизнес, стартапы и интернет-магазины. Это такие продукты как Shopify, Wix, Squarespace. Их доля — 3-6% и она постепенно увеличивается. Во многом из-за оттока поклонников у таких некогда популярных систем как Joomla и Drupal, которые удерживают около 2% рынка CMS.
В Беларуси картина несколько другая. Тут на 2 месте с увесистыми 35% находится коммерческая система 1С-Битрикс. Она популярна в первую очередь среди среднего и крупного бизнеса, в том числе из-за широких возможностей по доработке функционала под задачи конкретной организации
После 1С-Битрикс идет популярный конструктор Tilda с долей около 5%. А затем уже упомянутая пара Drupal и Joomla.
В hoster.by обращают внимание на интересную тенденцию. По опросам клиентов, которые используют набирающий все большую популярность облачный хостинг, 1С-Битрикс является самой популярной системой. На нее приходится 42% против 14% у, казалось бы, непобедимого WordPress.
«В Беларуси очень заметна тенденция, которая в той или иной степени присуща большинству стран — бизнес повышает стандарты информационной безопасности. Мы видим это по растущей доле облачных решений – примерно на 20% в год. Особенно быстро растут частные и гибридные облака. Это позволяет компаниям работать на гибких ресурсах провайдера, при этом выстраивая максимальную защиту своих данных. На таком фоне большая популярность коммерческой CMS среди этого сегмента клиентов вполне логична», — комментирует продуктовый менеджер hoster.by Михаил Приходько.
В hoster.by отмечают стремительный рост двух противоположных подходов к созданию и обслуживанию веб-проектов.
«Еще не так давно практически все сайты разрабатывались либо без использования CMS, либо на популярных WordPress, Joomla или Drupal, — комментирует генеральный директор hoster.by Сергей Повалишев. — Создание сайта на этих платформах требовало определенной подготовки, но с этим успешно справлялась любая веб-студия. Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, взрывное развитие конструкторов сайтов, на которых даже ребенок может может сделать ресурс с профессиональным дизайном и удобным интерфейсом. С другой – растет число сложных индивидуальных проектов с множеством интеграций и высокими стандартами защиты. Также заметен тренд на аутсорсинг IT-задач, особенно в области кибербезопасности и защиты клиентских данных. И эта тенденция, по нашим прогнозам, будет только усиливаться».