Со стремительным развитием технологий люди изменяют свои традиционные подходы к совершению покупок, а ритейлеры ищут новые пути адаптации к новым условиям ведения бизнеса. Сегодня самый большой спрос на e-commerce в Великобритании — около 15% покупок уже совершается онлайн. Но по оценкам экспертов, на большинстве развитых рынков до 2020 года доля онлайн-покупок возрастет как минимум до 20%.
Последние исследования показывают, что доля технологически подкованных жителей городов с каждым годом увеличивается — и в ближайшие два десятилетия именно их покупательские предпочтения будут одним из определяющих факторов в развитии розничной торговли и способов доставки товаров до конечных потребителей. По данным международного агентства Eurostat, в 2014 году более 50% граждан Евросоюза сделали покупки онлайн (в 2007 году — около 30%), в дальнейшем эксперты прогнозируют умеренный рост.
Несмотря на более доступные цены и множество способов получения товаров потребителями, доля объема розничной онлайн-торговли в целом по Европе остается низкой. В 2014 году она составила всего порядка 5,7%, но, по прогнозам экспертов, в будущем она будет доходить до 25-40%. В то же время в Китае и Индии ожидается бум, который создаст большие возможности для существующих ритейлеров, которые сегодня имеют преимущество в виде развитой инфраструктуры и брендов, которые интересны потребителям на развивающихся рынках.
___________________________________
Отдельно стоит отметить всеобщий интерес ритейлеров к интерактивным решениям: 3D-печати, технологиям дополненной реальности, интерактивным «магазинам будущего» и другим.
___________________________________
Стремительное развитие технологий и изменение покупательских предпочтений снижают интерес к традиционным форматам торговли (розничные сети, торговые центры, монобрендовые магазины и т.д.). На первый план постепенно начинают выходить современные форматы, ориентированные на запросы потребителей в отношении цены, обслуживания, доступности и удобства. Так, в последнее время среди ритейлеров все большую популярность набирает концепция оmni-channel retail (омниканальный ритейл).
Например, во время пребывания в магазине покупатель использует приложение на смартфоне для сравнения цен, изучения отзывов или даже заказа товара с последующей его доставкой. Или наоборот, заказ осуществляется в интернете, но забрать его можно из традиционного магазина. При этом некоторые ритейлеры позволяют возвращать в магазин покупки, совершенные онлайн. Многие ритейл-операторы уже становятся на путь создания омниканальной модели, и о правильной реализации и применении этой модели украинским операторам также стоит задуматься уже сегодня.
Еще одна тенденция — переход магазинов с формата «места продажи» на «шоу-рум». В шоу-руме покупатели могут ознакомиться с предлагаемым ассортиментом бренда, а потом сделать заказ того, что понравилось. При этом ритейлеры могут значительно сэкономить на аренде торговых площадей для магазина. Отдельно стоит отметить всеобщий интерес ритейлеров к интерактивным решениям: 3D-печати, технологиям дополненной реальности, интерактивным «магазинам будущего» и другим. Без сомнения, уникальный потребительский опыт и индивидуальный подход – одни из наиболее важных инструментов для укрепления позиций любого бренда в ближайшем будущем.
В Украине ситуация несколько отличается — и, на мой взгляд, традиционные продажи товаров через сеть магазинов в торговых центрах будут и дальше пользоваться популярностью. Для украинских покупателей, и особенно женщин, которые являются «двигателем торговли», поход в магазин — некая традиция проведения времени. Идут за возможностью примерить понравившийся товар, получить консультацию у продавцов, обсудить модные тренды и т.д. Конечно, онлайн-магазины предоставить этого не могут.
Кроме того, в последнее время магазины стали проводить и поддерживать различные тематические мероприятия (например, Cosmopolitan night, Black Friday и т.д.), активно использовать социальные сети и создавать лояльное коммьюнити с лидерами мнений. Однозначно, количество ивентов увеличивается пропорционально тому, как торговые центры в Украине становятся местом социализации и интересного времяпрепровождения для людей.
Для украинских покупателей, и особенно женщин, которые являются «двигателем торговли», поход в магазин – некая традиция проведения времени. Идут за возможностью примерить понравившийся товар, получить консультацию у продавцов, обсудить модные тренды и т.д.
Если ранее в новых украинских ТРЦ отводилось около 70% под арендуемые площади и 30% под общие, то сейчас количество вторых увеличивается. ТРЦ нового поколения уже включают в себя большие свободные зоны, где можно общаться, где размещаются free wi-fi зоны и т.д.
Кроме того, изменился и состав арендаторов — намного больше площадей, чем ранее, занимает индустрия развлечений, заведения общественного питания, различные коворкинговые пространства и нетрадиционные арендаторы, например, сервисно-визовый центр. Создание уютной дружественной атмосферы стало основной задачей для ТРЦ.
Что касается стрит-ритейла, то спрос на него в центре Киева, в том числе и на Крещатике, сегодня формируется преимущественно за счет заведений общественного питания, компаний, представляющих услуги, операторов ювелирных изделий и магазинов электроники. Это соответствует общеевропейской тенденции, когда происходит смещение акцента исключительно с фешн-операторов на нестандартных операторов: отделения почты, операторов услуг различных сегментов (в основном, салонов красоты и клиник), коворкинговые пространства и т.д.