Как создать маркетплейс и не прогореть: чек-лист для самоподготовки

22.09.2022
Как создать маркетплейс и не прогореть: чек-лист для самоподготовки
Все рекламные возможности портала belretail.by

Маркетплейсы — яркий тренд последних лет. Однако они проигрывали интернет-магазинам только в нишевости, но и это преимущество отходит в сторону. Появляется все больше площадок, которые продают товары одной категории, например маркетплейсы строительных товаров, сельскохозяйственной продукции и даже яхт. Эксперты CS-Cart рассказали, о чем важно помнить при создании своего маркетплейса.

Выживаемость маркетплейсов

На пути создания собственного маркетплейса бизнесу необходимо одновременно учитывать множество переменных:

  • на каких технологиях создавать площадку;
  • где искать вендоров;
  • как выстраивать логистику;
  • отлаживать системы оплаты;
  • а также думать над маркетинговой стратегией выхода маркетплейса на рынок.

Далеко не всем удается выстроить работу эффективно и не «прогореть» в первый год работы.

Самые частые причины закрытия маркетплейсов в первый год работы

 Как создать маркетплейс Самые частые причины закрытия маркетплейсов в первый год работы

Marketing Signals из Великобритании поделились: 90% онлайн-магазинов закрываются в первые 120 дней своей работы.

Как избежать ошибок и не «прогореть»: чек-лист для самоподготовки

Маркетплейс — это игра вдолгую. Перед запуском необходимо уделить время подготовке бизнес-составляющей проекта.

Первое, что нужно понять — какой подход вы будете использовать для создания маркетплейса. Это поможет оценить свои силы, определить, какая команда и бюджет будут необходимы для старта, а также спланировать распределение задач по подрядчикам.

Самые популярные подходы:

  • Написание кода с нуля. Это наиболее длительное, трудозатратное и дорогое решение. В одиночку не справиться и для создания проекта необходима хотя бы минимальная IT-команда.
  • Создание маркетплейса с использованием ПО с открытым исходным кодом. Этот подход можно улучшать за счет интеграции дополнительных сервисов, дизайн-решений.
  • Конструктор на no-code инструментах. Это могут быть как классические low-code, zero-code инструменты, так и CMS с расширенным функционалом.

Концепция MVP (минимально жизнеспособный продукт) помогает понять, принесет ли ваша идея деньги и кто готов в нее инвестировать. Чтобы это проверить, необходимо создать «пробную версию». Это продукт с минимальным набором функций, с помощью которого можно реализовать и запустить бизнес-идею на рынок и посмотреть, жизнеспособна она или нет. Принципиальные факторы здесь — скорость и стоимость получения ответа. С помощью no-code решений можно создать продукт-конструктор, где можно составлять и распределять в нужном порядке готовые блоки из заранее предложенных.

Для проверки гипотезы отлично подойдут и low-code решения: они дают возможность быстро запуститься без программирования. А вот доработка и тонкие настройки уже потребуют кодинга.

Лучшая выживаемость маркетплейсов c no-code подходом обусловлена значительной экономией денег и времени: нет потребности собирать команду программистов и тратить время на разработку. Среднее время, необходимое для запуска проекта с нуля — минимум 1 год. В случае с no-code подходом стартовать можно за месяц.

При выборе платформы для создания маркетплейса важно учесть поддержку российских сервисов, логистики и способов оплаты, а также соответствие будущего маркетплейса российскому законодательству: 152-ФЗ и 54-ФЗ.

После того, как вы определили бюджеты и выбрали желаемую стратегию запуска, пришло время проработать бизнес-составляющую.

Чек-лист перед разработкой

1. Оформление бизнес модели. Что вы запускаете — интернет-магазин или маркетплейс, в каком сегменте — B2B, B2C, C2C B2B&C?

2. Определение бизнес-целей:

  • Запуск нового бизнеса.
  • Расширение действующего бизнеса.
  • Переезд с другой платформы, CMS .

3. Ниша и все товарные категории, которые вы планируете охватить.

4. Определение географии присутствия бизнеса и моделей ценообразования для разных регионов.

5. Обработка заказов: ресурсы и минимальный состав команды.

6. Подготовка системы логистики: от фулфилмент-центров, сортировочных хабов и до самой доставки.

7. Понимание количества мерчантов (вендоров) на маркетплейсе на старте проекта, а также продуманная система их привлечения. Привлекать вендоров необходимо еще до запуска, это значительно ускорит старт проекта.

8. Финансовая модель работы с мерчантами — системы взаиморасчетов и сборов:

  • Все платежи через администратора.
  • Все платежи через вендоров.
  • Автоматическое сплитование платежей. В этом случае одна транзакция сразу разделяется между администратором и вендором в необходимых пропорциях.

9. Маркетинговая стратегия и каналы привлечения трафика.

Даже для MVP маркетплейса предпринимателю нужно понимать, как он соберет необходимый трафик и чем заинтересует свою аудиторию.

После запуска необходимо внимательно следить за ходом развития платформы и вести статистику. Вам пригодятся следующие метрики:

  1. Количество продавцов.
  2. Соотношение покупателей и продавцов.
  3. Стоимость привлечения пользователей (вендоров/покупателей).
  4. Отток пользователей (вендоров/покупателей).
  5. Общее число заказов.
  6. Чистая прибыль.
  7. Оборот товаров.
  8. Ежемесячный темп роста.

Однако еще перед запуском следует помнить, что тщательное планирование и при этом быстрая скорость принятия решений — фундаментальные правила современного бизнеса.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: