Представлены результаты опроса молодых белорусов на тему как часто они покупают товары, онлайн- или офлайн-магазины предпочитают и почему покупают то, что у них уже есть.
Опрос проводился агентством «Минск-Новости». Онлайн-анкеты заполнило более 100 человек в возрасте от 14 до 28 лет.
По данным Белстата за 2024 год, 98,5 % молодых людей являются активными пользователями интернета. Из них 66,9 % продают или покупают в Сети.
48% опрошенных сообщили, что чаще делают покупки онлайн, а не оффлайн. На маркетплейсах делают покупки 53% опрошенных. 28,2% молодых людей делают это часто. Онлайн-шоппинг молодые люди выбирают преимущественно из-за широкого ассортимента (63 %). Маркетплейсы всегда под рукой у 65% респондентов.

Каждый третий отмечает, что часто совершает покупки после того, как увидел товар в социальных сетях. 18,4% опрошенных сообщили, что чувствуют себя отчужденными, когда у них нет товара, который есть у остальных.
37% респондентов считают, что товаров никогда не бывает много и стараются пробовать новое. При этом они покупали вещь даже тогда, когда старый продукт был в порядке и необходимости в приобретении не было. 53% респондентов делали покупки под влиянием блогеров и инфлюенсеров, а 48 % участников отметили, что причина — желание пробовать новое.
Подавляющее большинство опрошенных — 73% сообщили, что делают покупки для достижения комфорта. Причем комфорт достигается с помощью вещественного, а не духовного, того, что мы можем пощупать и получить прямо здесь и сейчас.
По мнению магистра психологических наук МГУ Виктории Бортниковой, люди таким образом закрывают моральные проблемы, но забывают, что это может помочь лишь временно.
Кроме того, 53% опрошенных чувствовали себя неполноценными без какой-либо вещи, а 27% считают, что, если у человека много дорогих вещей, он удовлетворен жизнью, хотя в реальности это может быть совсем не так.
После тяжелого рабочего дня или большого количества стресса многие идут купить себе что-то для поднятия настроения. 62,9% участников делают покупки для поднятия настроения: иногда спонтанное приобретение — единственное, что помогает в стрессовой или тяжелой ситуации.
Почти половина проголосовавших (47,6%) устали следить за модой и считают, что она меняется слишком быстро. 22% испытывают тревогу из-за того, как моментально устаревают тренды.
Виктория Бортникова уверена, чтобы освободиться от этого давления, нужно в первую очередь быть уверенным в себе и вырабатывать собственный стиль. Это обязательно сделает потребление более осознанным, раскроет вашу индивидуальность. Главное — баланс между желанием быть актуальным и внутренними приоритетами.