Что рассказал министр торговли о структуре и деятельности Министерства антимонопольного регулирования и торговли

17.06.2016
Что рассказал министр торговли о структуре и деятельности Министерства антимонопольного регулирования и торговли
Все рекламные возможности портала belretail.by

Министр торговли Республики Беларусь Владимир Колтович рассказал о структуре и деятельности нового Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), которое создается на базе существующего Министерства торговли и официально начнет работать в сентябре 2016 года

Ключевой целью нового министерства является решение проблемы защиты внутреннего рынка Беларуси путем создания равных конкурентных условий для всех его участников. Официально МАРТ приступит к работе с 8 сентября этого года.

О причинах создания нового министерства

Либерализация рынка. Решение о создании антимонопольного органа — это индикатор готовности экономики идти дальше рыночным путем.

Одной из основных черт либерализации рынка является свободное ценообразование. Еще в январе в Беларуси было отменено регулирование цен на ряд потребительских товаров. Регулирование осталось только на овощную группу, и оно осуществляется местными органами власти.

В стране создана достаточно конкурентная среда, позволяющая продавать товары не завышая цен.

С другой стороны, свободная конкуренция приводит к неприятным последствиям в виде монополистических сговоров или соглашений, которые являются фактором завышения цен.


Индекс потребительских цен за январь-май составил 107% (продовольственные товары — 105,2, непродовольственные — 105,4%, услуги — 114,1%). Согласно плану Правительства, до конца года индекс потребительских цен должен быть 112%.


Основным фактором создания нового Министерства послужило отсутствие эффективной конкурентной политики, в том числе неправомерное предоставление государственных средств, тех или иных льгот и преференций, что приводит к нерациональному использованию государственных ресурсов и сдерживанию структурных изменений на рынке за счет поддержки неконкурентоспособных производств.

О структуре МАРТа

Основной и наиболее крупный блок — антимонопольная политика. Основой данного блока будет Департамент ценовой политики. На местах торговые инспекции будут соединены с управлениями антимонопольной политики. В перспективе торговые инспекции, которые сегодня работают только с торговлей, будут заниматься антидемпинговыми расследованиями. Зона их внимания будет распространяться не только на ритейл, а на все субъекты хозяйствования.

Второй блок — блок межведомственных функций. Сегодня эти функции выполняет Министерство торговли. Основное внимание в рамках данного блока будет сосредоточено на совершенствование системы государственных закупок. Задача — обеспечить абсолютно прозрачное и равное участие предприятий всех форм собственности в процедурах государственных закупок.


За 1-й квартал 2016 года рассмотрена 651 процедура госзакупок, которые признаны комиссиями заказчиков несостоявшимися. По 101 процедуре выявлены нарушения законодательства и предписано провести новые закупки на конкурентной основе. Рассмотрено 147 жалоб на незаконные действия заказчиков-организаторов.


Также в рамках данного блока будет работать управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой.


В 2015 году было рассмотрено более 9,5 тыс. обращений граждан. На ритейл приходится только 46% жалоб. Остальное приходится на сферу ЖКХ и услуги. Оказана бесплатная помощь в составлении 128 исков. Взыскано штрафов на сумму Br537 млн. Составлено 1052 протокола, выдано 495 предписаний о нарушении закона о защите прав потребителей.


Третий блок — блок регулирования потребительского рынка.

Новому министерству передается департамент ценовой политики Министерства экономики. Всего в министерстве будет работать 228 человек.

О развитии конкуренции

Сегодня находятся на рассмотрении дополнения и изменения к закону о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

В целом закон предусматривает совершенствование правового регулирования и обновление правового инструментария предупреждения и пресечения монополистической деятельности на товарных рынках.

Будет усовершенствован понятийный аппарат. Например, будет существенно модифицировано понятие «доминирующего положения на рынке» и снижено значение рыночной доли субъектов хозяйствования, которая квалифицирует их в качестве доминирующих на рынке. Это связано с упрощением доказательства необоснованного завышения цен.

Также новый закон будет дополнен понятиями «монополистического положения» и «низкой цены», регламентированы понятия «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена». Будет введено понятие «признаки ограничения конкуренции». Проект закона также конкретизирует запреты на антиконкурентные решения государственных органов.

Закон также детализирует перечень форм недобросовестной конкуренции. В качестве недобросовестной конкуренции теперь будет рассматриваться действия субъекта, направленные на дискредитацию конкурента, предусматривает запреты на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, некорректного сравнения. Отдельная статья раскрывает формы недобросовестной конкуренции связанной с незаконным получением и использованием информации, являющейся коммерческой тайной.

МАРТ будет единственным министерством, которое вправе будет проводить проверки субъектов хозяйствования без оснований.

О торговой инспекции и о закрытиии торговых объектов

В приказе №39 от 11 мая о внесении изменений в положение о торговых инспекциях Министерство торговли реализовало тезис о том, что закрытие торгового объекта является исключительной мерой.

Изменения, которые внесены в методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок торговыми инспекциями.

1. Добавлена целая глава, регламентирующая порядок проведения камеральных проверок.

2. Упрощена процедура возобновления работы торгового объекта, в том числе предусмотрено безусловное возобновление работы объекта по истечению срока приостановления деятельности без проведения контрольных проверок.

3. Сокращено общее количество оснований для приостановления деятельности объекта с 13 до 9. Отдельные основания уточнены.

4. Введена балльная система оценки нарушений законодательства о ценообразовании в зависимости от тяжести самих нарушений и их последствий. При этом предусмотрено обязательное применение понижающих коэффицентов. В том числе в зависимости от площади торгового объекта и его местоположения.


За 5 месяцев 2016 года было проверено 1711 объектов торговли и общественного питания. В суды направлено 2180 протоколов. Сумма штрафов превысила Br8,4 млрд.


В Беларуси сегодня функционирует 100 тыс. объектов. Торговых объектов — 64 тыс., 15 тыс. — общепит, около 20 тыс. — бытового обслуживания. За все время существования торговой инспекции с 1 июля 2013 года ее деятельностью было охвачено порядка 9% всех работающих в стране объектов.


Основные нарушения, которые были выявлены торговой инспекцией: реализация товаров с истекшими сроками годности, реализация продукции собственного производства с недовложениями/недовесами, завышение цен на продукцию объектами общественного питания,


Информация о всех объектах, деятельность которых приостанавливается, будет публиковаться на сайте ведомства.

На основании практики применения новых правил работы торговых инспекций министерство будет вносить изменения и дополнения.

О торговых сетях

Торговые сети в Беларуси, как и во всем мире, сегодня имеют решающее воздействие на любой рынок, на который они приходят. Т.е. приходят торговые сети и убивают всю промышленность в том или ином сегменте. Как показывает мировая практика, не всегда интересы торговых сетей соответствуют интересам поставщиков.

В качестве примера можно привести систему бонусов которую платят производители ритейлерам в зависимости от объема поставок. Эту систему бонусов практикуют в основном транснациональные компании. Максимальный размер бонусов, которые удалось зафиксировать министерством, составляет 55% от объема поставок. В итоге около 38% всех своих расходов крупные сети оплачивают за счет поступающих бонусов. Из всего объема бонусов 93% занимают выплаты от иностранных компаний.

Министерство видит в этом неравные условия конкуренции и сейчас внимательно изучает данный вопрос.

Про ассортиментный перечень для ритейлеров

Ассортиментный перечень существовал всегда, просто его никто не проверял. Важно понимать, что в ассортиментном перечне написано. Там не написано товары каких производителей должны быть в наличии в торговом объекте. Там написано, что они должны быть, для того, чтобы обеспечить интересы и права потребителей.

Министерство не планирует отмену ассортиментного перечня.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: