Минторг предлагает ввести госмонополию на оптовую торговлю сахаром, алкоголем и табачными изделиями, ужесточить контроль за ритейлом и получить дополнительные контрольные функции.
Министерство торговли разработало проект указа президента «О некоторых вопросах регулирования торговли и общественного питания». В документе содержится ряд предложений, которые могут усложнить работу рителеров. Кроме того, проект устанавливает размер штрафных санкций за нарушение торговыми организациями положений закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
Госмонополия на оптовую торговлю алкоголем, табаком и сахаром
Первым пунктом подготовленного проекта указа предлагается ввести государственную монополию на оптовую торговлю сахаром, алкогольными напитками и табачными изделиями. Реализацию исключительного права государства предполагается передать субъектам торговли республиканской и коммунальной форм собственности, а также обществ, созданных в процессе преобразования, акции которых находятся в собственности государства, и системы потребительской кооперации. Перечень таких организации Совет министров должен будет разработать в течение 3 месяцев после вступления указа в силу.
По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства, директора ТЧУП «Тридакта» Виктора Маргелова, введение монополии государства на импорт указанных видов товаров не должно сказаться на рынке, поскольку в данных секторах государство уже довольно серьезно присутствует. Однако он указал, что в проекте указа нет четкого разделения на производителей и импортеров товаров, поэтому остается непонятным, будут ли производители подпадать под обязанность торговать алкоголем и табаком через государственных оптовиков.
Между тем, руководитель розничного проекта дискаунтера «На недельку» Анна Заборонок, отметила, что введение исключительного права на оптовую торговлю алкоголем может значительно отразиться на ассортиментной матрице этой продукции.
«Любой рынок нужно развивать, в том числе, алкогольный рынок. Развитие рынка – это вывод сюда новых марок, определенных брендов, страновых брендов. К сожалению, сегодня ни в одной государственной торговой организации нет системы менеджмента, которая в состоянии это сделать», – сказала А. Заборонок, добавив, что некоторые зарубежные компании откажутся поставлять алкоголь на белорусский рынок через государственные оптовые компании.
Как отметила А. Заборонок, Ассоциация розничных сетей предлагала усилить альтернативные механизмы контроля за рынком алкоголя, например лицензирование, увеличение акцизов, усиление контроля за рынком со стороны проверяющих органов. Сегодня эти механизмы успешно используются, и в дальнейшем их использование можно продолжить.
Ограничения на управление активами государственных оптовых предприятий
В проекте указа содержатся положения о том, что отчуждение, сдача государственными оптовыми предприятиями в аренду или безвозмездное пользование капитальных зданий, изолированных помещений или незавершенных строений, стоимость каждого из которых превышает 10 тыс. базовых величин, должны происходить только с согласия государственных органов или госорганизаций, в распоряжении которых находятся доли в уставных фондах этих предприятий. Кроме того, предусматривается, что избрание руководителей в этих оптовых организациях возможно только при согласовании их кандидатур с госорганами.
Как говорится в обосновании необходимости принятия указа, государственные оптовые торговые организации «создают страховой запас продукции, решают проблему экономической безопасности страны», и поэтому должны находиться в собственности и (или) под контролем государства. Ограничения на отчуждения или сдачу в аренду помещения, которые принадлежат этим организациям, по мнению Минторга, необходимо для «недопущения потери контроля со стороны государства над активами оптовых торговых организаций», а также стабильного снабжения внутреннего рынка широким ассортиментом товаров.
По словам В. Маргелова, введение данной нормы в указе оправдано.
«Государственные базы все больше деградируют, их основным видом деятельности становится девелопмент, а не оптовая торговля. Они сдают помещения частному сектору, а сами ведут свою деятельность на ограниченной площади», – сказал В. Маргелов, добавив, что это не устраивает Минторг.
«Для повышения роли «Белкоопсоюза» в регулировании внутренней торговли», как говорится в обосновании к указу, предлагается согласовывать с этой организацией нормативные правовые акты, регулирующие вопросы розничной торговли и . Маргелова, согласование законодательных актов с «Белкоопсоюзом» также оправдано. Между тем, по его словам, есть другие игроки на локальном уровне, чьи интересы должны быть обеспечены при определении правил работы торговли.
Штрафы
В проекте указа президент «О государственном регулировании розничной торговли и общественного питания устанавливаются повышенные по сравнению с предыдущими нормами размеры штрафов за нарушение законодательства о торговле.
Так за нарушение правил торговли и оказания услуг населению торговая организация может заплатить штраф в размере от 10 до 50 базовых величин. За повторное нарушение в течение одного года – до 100. За несоблюдение ассортиментного перечня товаров (более чем на 10%) – до 100.
Осуществление субъектом торговли розничной торговли в интернете без регистрации интернет-магазина в торговом реестре ‑ 10-50 базовых величин. Непредставление сведений в торговый реестр – от 10 до 50.
На данный момент к предприятиям торговли применяются значительно более мягкие санкции, за исключения некоторых нарушений, например, реализации продукции с истекшими сроками годности. За это нарушение в Кодексе об административных правонарушениях на данный момент предусмотрена ответственность в размере 30-500 базовых величин
Как отметила Анна Заборонок, крупных ритейлеров увеличение штрафных санкций не должно испугать. Ведь допускать некоторые нарушения, например, в части реализации товаров с истекшими сроками годности, торговые компании не имеют права.
«Нас больше смущает направление по ассортиментному перечню, когда за отсутствие позиций в ассортиментном перечне идут штрафные санкции. Это вопрос, потому что на ассортиментный перечень влияют две стороны – сторона ритейла и поставщика. К сожалению, ни в одном акте или законе не отрегулирована ответственность поставщика», – отметила А. Заборонок.
По ее словам, если две стороны могут влиять на вопрос формирования ассортиментного перечня, то они обе и должны отвечать за его невыполнение. Вместе с тем, отметила Заборонок, торговые организации неоднократно пытались прописывать штрафные санкции в отношении поставщиков, в частности, молочных товаров, за несвоевременную поставку или непоставку продукции, однако это не получалось.
«Я пока не понимаю, каким образом доказать, что не по нашей вине несоответствие ассортиментному перечню», – сказала А. Заборонок.
Контрольная деятельность
В проекте указа «О государственном регулировании торговли и общественного питания» предусмотрено наделение Министерства торговли нехарактерными для него функциями. В частности, должностным лицам Минторга предлагается предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях по ряду статей КоАП. Кроме того, органы Минторга в случае принятия указа получили бы право рассматривать дела об административных правонарушениях по ряду статей КоАП.
Также в соответствии с проектом указа уполномоченным должностным лицам Минторга может быть предоставлено право на приостановление на срок до одного месяца деятельности субъекта торговли или общественного питания, в котором были обнаружены нарушения требований статьи 30 закона о госрегулировании торговли и общественного питания (реализация товаров, не соответствующих техрегламентам, показателям по качеству, без наличия подтверждающих приобретение документов, с истекшими сроками годности).
Как говорится в обосновании принятия указа, наделение Минторга дополнительными функциями необходимо для «жесткого контроля» за соблюдением законодательства в сфере торговли, «обеспечения системного подхода при осуществлении контрольных мероприятий». По мнению Минторга, это позволит «существенно сократить сроки реализации материалов проверок, сформировать единообразную практику по рассмотрению дел». Кроме того, Минторг надеется обеспечить постоянный контроль в торговле и общественном питании, «широкий и системный охват контрольными мероприятиями субъектов хозяйствования», а также оперативно реагировать на изменения на потребительском рынке.
В качестве аргументов необходимости получения дополнительных функций Минторг приводит наличие соответствующих функций у Департамента ценовой политики Минэкономики, органов Минлесхоза, Минприроды, Минсельхозпрода, Департамента государственной инспекции труда Минтруда. В Минторги данные функции может исполнять созданная с 1 июля 2013 года торговая инспекция.
Виктор Маргелов объясняет логику Минторга тем, что если торговая инспекция имеет возможность контролировать исполнения требований законодательства о торговле, то должна иметь возможность и наказывать.
«Нет большой разницы, кто будет наказывать, но это должен быть кто-то один. Но у нас применяется схема: как только наступают худшие времена, появляется много контролеров, которые контролируют торговлю», – сказал В. Маргелов.
По словам Маргелова, параллельно с проектом указа о госрегулированием торговли и общественного питания проходит согласование изменений в указ №510 о контрольной деятельности. В соответствии с ним, предполагается расширить полномочия местных органов власти по контролю торговли.
«Количество проверяющих увеличивается. А так как в сфере торговли найти нарушения совсем несложно, то это вызывает серьезные опасения», – сказал В. Маргелов.
Участники рынка надеются, что проект указа о госрегулировании торговли и общественного питания претерпит изменения. Пока он проходит согласование в госорганах и заинтересованных организациях и компаниях.