По мнению экспертов группы компаний «Твоя столица», в 2015-м на белорусский рынок придет KFC, Maxima и первый настоящий аутлет. Однако бренды Zara, H&M и «Ашан» ждать пока не приходится.
Розничный рынок Беларуси в будущем году ожидает бурный рост по объему торговых площадей на 1000 жителей. Только в Минске на каждую тысячу его жителей придется почти 300 кв.м в ТЦ и ТРЦ. По этому показателю столица Беларуси опередит Киев, Лондон, Рим и даже Барселону. Однако не догоним Стокгольм, Хельсинки, Париж, Прагу и Варшаву, где на каждую тысячу горожан построили более 600 «квадратов» торговых площадей.
Однако не все так просто и гладко. Некоторые особенности развития ритейла раскрыл ведущий специалист «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий.
– В 2015 году ждут открытия Green City в Каменной Горке, Galleria Concept на проспекте Победителей. И особенно анонсируют премьеру центра постоянных распродаж Leto на проспекте Жукова, который достраивают на месте бывшего таксопарка рядом со старинным зданием водонапорной башни. Почему на Leto возлагают такие надежды?
– В ТЦ Leto появятся магазины более 50 брендовых сетей, где будут продавать товары по сниженным ценам и круглый год проводить распродажи. В Минск приходит формат аутлета, получивший развитие в западных странах: в торговом центре будут представлены нераспроданные брендовые коллекции прошлого сезона со значительными скидками, а также новые модели по демократичным ценам.
Почему Leto так ждут? Потому что этот ТЦ может стать реальной альтернативой Akropolis и польским закупам. Едва ли арендаторам торгового центра удастся снизить цены на все товары ниже уровня польских и литовских моллов, поскольку существуют таможенные пошлины и валютные риски. Но в чем можно быть уверенным – цены будут одними из самых низких в стране. Если же учесть расходы на транспорт и визу, то ездить «на закупы» с открытием ТЦ Leto станет невыгодно.
– Но при этом все помнят «черные пятницы» и другие примеры «скидочных акций» в Минске: цену на товар перед распродажей увеличивают, а потом снижают до предраспродажного уровня. Как сделать так, чтобы все магазины соблюдали концепцию и предлагали реальные скидки?
– Это ключевой момент. Все торговые операторы при подписании договора аренды берут на себя дополнительные обязательства, которые связаны с соблюдением концепции объекта. Выполнение этих условий будут отслеживать и в случае чего – принимать меры против арендатора-нарушителя. Все понимают: если магазины не будут выдерживать ценовые условия, то потребитель разочаруется в формате, а это может перечеркнуть весь проект.
Мы посмотрели, какие товары будут продавать в центре распродаж. В первую очередь можно будет сэкономить на покупке одежды, обуви, спортивных и детских вещей. Бренды пока не называют. Спрос на помещения высокий. Некоторые операторы уже получили отказ, поскольку их конкуренты сделали более интересные предложения в отношении реализации концепции объекта.
– И все они готовы снизить цены на товары?
– Речь идет не о простом снижении цен, а о предоставлении скидок, прежде всего на прошлые коллекции. Ритейлеры не могут в одном магазине продавать новые и старые коллекции, поскольку это запрещено франчайзинговыми договорами. Также невозможно отрывать дисконтный магазин рядом с тем, в котором представлены последние коллекции. Такое соседство плохо скажется на основном бизнесе. Поэтому аутлеты и дисконт-центры существуют отдельно.
– Какие еще форматы распродаж будут развиваться в Минске в 2015 году?
– В первую очередь «черные пятницы»: в последние годы можно было наблюдать робкие попытки их проведения, но в этом году интерес к ним заметно возрос. Думаю, в 2015 году «черные пятницы» устроят многие крупные торговые центры Минска. Переломный момент здесь уже наступил – девелоперы и торговые операторы готовы к внедрению формата совместных рождественских распродаж.
– Который год ходят слухи о приходе в Минск Ikea, H&M и других крупных брендов. И в этом контексте возникает логичный вопрос: что будут делать торговые центры, которых станет еще больше, а ритейлеры не смогут обеспечить их марками известных брендов?
– Выход есть – торговые центры сами будут покупать франшизы и открывать собственные брендовые магазины. В первую очередь это будет актуально для торговых центров гигантских размеров. Сейчас в Минске строят сразу семь таких объектов: Green City, «Гулливер», Dana Mall, «Магнит Минска», Galleria Concept, MOMO и «Деревня гипермаркетов».
Заполнить их силами только тех ритейлеров, которые уже работают в Беларуси, невозможно. Так что владельцы ТРЦ к приходу мировых брендов готовы – вот только те в Минск пока не спешат.
– Нам известно, что уже какое-то время один из минских ритейлеров ведет переговоры о приходе в столицу New Yorker. Около года назад анонсировали приход испанской Inditex Group с Zara, Pull and Bear, Stradivarius, в прессе появлялась информация о том, что у нас откроется «Ашан». Что все-таки будет в 2015 году, а чего ожидать явно не стоит?
– К сожалению, открытой информации о том, кто и с кем ведет переговоры, нет. Часто бывает, что сделка срывается в самый последний момент.
Я бы сказал, что высока вероятность прихода в 2015 году в Беларусь брендов KFC (сеть фастфуда) и Maxima (литовская сеть супермаркетов). А вот о ком стоит позабыть в 2015 году, так это о Zara, H&M и «Ашане».