На состоявшейся 30 марта конференции E-commerce Day-2017, организатором которой выступил крупнейший маркетплейс в Беларуси Deal.by, представители сегмента электронной торговли обсудили наиболее важные проблемы развития рынка и поделились своими кейсами.
Руководитель Deal.by Максим Маринич отметил, что «развитие онлайн-торговли выгодно всем. Для предпринимателей – это возможность начать свое дело, для покупателей – способ получить желаемый товар по лучшей цене, для государства – стабильные налоговые поступления и развитие экономики».
По итогам 2016 года объем рынка электронной коммерции превысил $360 млн. Однако его доля в общем объеме розничного товарооборота остается на весьма низком уровне – около 2%. Для сравнения в странах Западной Европы и США это показатель находится в пределах 10-17%.
По мнению участников E-commerce Day-2017 основными причинами, которые сдерживают рост сегмента, являются:
Запрет упрощенной системы налогообложения для владельцев интернет-магазинов.
После введения запрета 20% интернет-магазинов-клиентов Deal.by прекратили свою деятельность, 30% - отключили корзины и перестали продавать в интернете.
Запрет платежей в пользу третьих лиц
Сегодня каждый интернет-магазин вынужден создавать свою службу доставки, т.к. большинство покупателей оплачивают покупки после доставки. В случае отмены данного запрета, на рынке появятся логистические операторы, которые будут заниматься только доставкой, что избавит небольшие интернет-магазинам от затрат по организации собственной логистики.
Планы государства по введению сертификации техники, ввозимой как из России, так и из других стран.
В этом году постановлением правительства № 849 от 21 октября 2016 года планируется ввести дополнительную сертификацию бытовых электроприборов и средств электросвязи в части энергоэффективности. Данное решение вызвало недовольство как со стороны производителей техники, так и импортеров, которые понесут убытки от дополнительной контрольной процедуры. Также оно создаст дефицит и условия для роста «серого рынка».
Неразвитость платежных систем
Сегодня при оплате через интернет платежные сервисы берут с продавцов комиссию 2,5-3%. В условиях высокой конкуренции в и низкой маржинальности интернет-бизнеса онлайн ритейлеру невыгодно отдавать 3% от оборота.
Не смотря на это, эксперты прогнозирую дальнейший рост e-commerce-сегмента. К концу года его доля вырастет в среднем по стране до 2,5% от общего розничного товарооборота. По Минску этот показатель может достичь 5%.
На площадке Deal.by интернет-покупатели за 2-016 год купили товаров на сумму 60 млн BYN. Средний чек составил 121 BYN. Доля покупок c мобильных устройств 20-25%. С 2014 года доля смартфонов и планшетов выросла с 12% до 30% в общем объеме трафика. Темп не будет замедляться.
Категории товаров, которые имеют наибольший удельный вес в онлайн-коммерции:
- компьютерная техника
- бытовая техника
- смартфоны, телефоны и средства связи
- детские товары
- одежда, обувь, аксессуары
- спорт и отдых
- товары для дома и сада
Наиболее перспективные категории
- косметика, парфюмерия, бытовая химия
- мебель
- продукты питания
- ювелирка
- строительство
- автомобили
В 2017 году также прогнозируется увеличение интернет-покупателей за счет роста покупок с мобильных устройств. Также интернет-ритейлеры будут активно использовать современные подходы и технологические решения, которые позволят сократить издержки и сделать процесс покупки для потребителя более удобным и простым.