Министерство здравоохранения Беларуси заявило, что открытие аптек-дискаунтеров недопустимо. Торговые точки, работающие в форме дискаунтеров, по мнению ведомства, являются недостоверной рекламой, а продажа лекарств с минимальной наценкой не является дисконтом.
В письме Минздрава отмечается, что в Беларуси аптеки имеют пять категорий, которые присваиваются им в зависимости от занимаемых торговых площадей, реализуемых лекарственных средств, а также работ и услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности.
Категории аптек различаются в зависимости от выполняемых работ и услуг, занимаемых площадей и реализуемых лекарственных, наркотических средств и психотропных веществ.
1-я категория — изготовление лекарственных средств (ЛС) по индивидуальным назначениям (рецептам) врачей, контроль качества этой продукции, фасовка, оптовая реализация ЛС организациям здравоохранения, розничная продажа ЛС.
2-я категория — то же, что и категория, но без права производства ЛС.
3-я категория — расположены в населенных пунктах сельской местности, агрогородках.
4-я категория (бывшие аптечные пункты) — расположены в организациях здравоохранения.
5-я категория (бывшие аптечные киоски) — расположены в местах наибольшего сосредоточения населения (магазины, рынки, вокзалы, гостиницы и т. п.).
«Иная классификация, а также иные названия аптек, которые могут ввести в заблуждение по поводу ценовой политики («Аптека низких цен», «Аптека оптовых цен» и др.), недопустимы», — говорится в письме Минздрава за подписью замминистра здравоохранения Вячеслава Шило.
В письме подчеркивается, что реализация отдельных лекарственных средств с минимальной наценкой не является дисконтом, а это не дает аптеке права называться дискаунтером. «Кроме того, такая информация является недостоверной, и в соответствии со статьей 26 Закона РБ «О рекламе» — недостоверной рекламой», — говорится в письме.
Кроме того, ведомство распространило по всем ритейлерам письмо, в котором обязало белорусские аптеки предоставлять приоритетные места в витринах аптек для препаратов отечественного производства.
Такими местами считается зона возле кассы, центр полок, ближе к правому краю, а также пересечение рядов полок. При этом даже в указанных местах белорусские медпрепараты должны размещаться на уровне глаз и груди покупателей. Еще одно новшество — Минздрав обязал аптеки согласовывать размещение в торговых залах рекламу любых лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов. В письме отмечается, что эти нововведения приняты с целью обеспечить свободный выбор «для покупателей лекарственных средств медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента отечественного производства».