МАРТ вынес на общественное обсуждение проект указа «О противодействии монополизации в области торговли», сообщается на Национальном правовом интернет-портале.
В Беларуси готовится антимонопольный указ в области торговли
Как отмечается, целью подготовки проекта является принятие дополнительных мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также обеспечение дополнительных условий для развития конкуренции и эффективного функционирования сектора розничной торговли продовольственными товарами.
В обосновании необходимости издания документа указывается, что специфика деятельности торговых сетей и их возрастающая рыночная сила не только в области торговли, но и в связанных с ней отраслях (реклама, влияние на потребителей и поставщиков) требует выработки и закрепления на законодательном уровне новых инструментов антимонопольного регулирования.
Согласно проекту указа, субъект торговли (розничная сеть или крупный магазин), доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в Республике Беларусь за предыдущий финансовый год превышает 15%, признается занимающим доминирующее положение.
Данные субъекты торговли должны будут разработать правила торговой практики и, после согласования с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, опубликовать их на своем сайте в сети интернет. Также данным компаниям необходимо размещать на сайте перечень аффилированных лиц, с которыми заключен договор на поставку товаров.
Субъектам торговли, занимающим доминирующее положение, запрещается навязывание обязательств поставщикам по участию в скидках, акциях, оказанию услуг по продвижению товаров. В договорах нельзя будет устанавливать условия о расторжении договоров в одностороннем порядке без обоснованных причин. Также нельзя будет обязывать поставщика возмещать затраты, не связанные с исполнением договоров. Данным субъектам торговли будет запрещено взимать с поставщиков поощрительные платежи.
Кроме этого, проектом указа предлагается установить ограничения на размеры призовых при проведении рекламных игр: субъект торговли при осуществлении рекламной деятельности вправе проводить рекламную игру с призовым фондом в размере от 2 тыс базовых величин до 4 тыс базовых величин не более одного раза в течение календарного года продолжительностью не более одного месяца. При этом призовой фонд при этом должен не менее чем на 80% формироваться за счет товаров отечественного производства. Призовой фонд также не должен превышать 4 тыс. базовые величины. Организатором рекламной игры может выступать только сам субъект торговли.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на правовом форуме Беларуси до 20 июня 2019 г.