Снижение покупательской способности населения в условиях девальвации белорусского рубля и жесткие санкции Министерства торговли за повышение цен стали очередной проблемой белорусских ритейлеров.
Помимо соблюдения ассортиментных перечней и прочих радостей, на которые Минторг «положил взгляд», белорусским ритейлерам добавилась очередная головная боль: Минторг пообещал отслеживать и административно пресекать попытки увеличить цены на товары, в том числе и импортные.
Как сообщают Naviny.by, рост цен после девальвации национальной валюты — привычное для Беларуси явление. Как показывают расчеты экономистов, 1% прироста обменного курса трансформируется в 0,4-0,5% прироста потребительских цен.
Поскольку за август белорусский рубль обесценился на 15%, то цены в нашей стране должны вырасти на 6-7,5%. Однако снижение реальных доходов населения и, соответственно, снижение его покупательской способности удерживает бизнес от повышения цен на потребительские товары.
«Расходы у торгующих предпринимателей растут, но цены они не могут поднять в силу того, что покупательская способность населения серьезно упала», — отмечает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов также отмечает снижение покупательской способности белорусов: «У людей нет денег, вот и продаж меньше».
По его мнению, если бизнес решится на повышение цен, то рискует остаться без выручки. «Потребительский спрос очень жестоко сжимает цены», — подчеркивает Виктор Маргелов.
Помимо этого, «отдельные попытки необоснованно увеличить цены» отслеживаются и пресекаются Министерством торговли.
Так, например, после вмешательства Минторга в сети магазинов «5 элемент» (ЗАО «Патио») отменили решение об увеличении цен на бытовую технику — в течение одного дня цены, выросшие примерно на 20%, были возвращены к прежнему уровню.
За нарушение порядка ценообразования Минторг может и вовсе приостановить деятельность торгового объекта. Именно по этой причине с декабря 2014 года была приостановлена деятельность 35 торговых объектов.
«Контрольные мероприятия по недопущению роста цен проводятся как по непродовольственным, так и по продовольственным товарам, включая плодоовощную продукцию. Особое внимание уделяется рынкам страны», — заявляют в Министерстве торговли.
Бизнес расценивает действия торгового ведомства как своеобразные профилактические меры по недопущению роста цен.