В «черную пятницу» клиенты рассчитывают на выгодные покупки, а продавцы — на большой спрос. Но иногда онлайн-магазины забывают подготовиться ко дню скидок с технической стороны. Результат — сбои на сайтах, потеря прибыли и репутации. hoster.by собрал для интернет-магазинов полезные кейсы и советы о том, как избежать сбоев в сезон распродаж.
Вот три истории о фейлах во время скидок, которые научили компании планировать нагрузку на сайт перед распродажами.
Все истории основаны на реальных событиях, но названия компаний не упоминаются.
Медленный онлайн-магазин сумок
Что пошло не так
Компания не участвует в «черных пятницах», но в этой сфере есть сезонность: спрос растет весной, перед периодом отпусков, и осенью, в начале учебного года. В это время сайт компании сильно тормозил — скорость загрузки увеличивалась на 3-4 секунды. Не все клиенты были готовы ждать, и онлайн-магазин терял потребителей и прибыль.
Что нужно было сделать
Проще всего решить проблему с помощью облачного хостинга. Если перенести сайт на облако, он будет работать быстрее за счет распределения нагрузки. Лучшая скорость загрузки страниц поможет не только удовлетворить посетителей в дни распродаж или при сезонном повышении спроса, но и увеличить конверсию и поднять сайт в поисковой выдаче.
Если проблема не в хостинге, стоит протестировать сайт с помощью онлайн-инструмента Pingdom. Он подскажет, какие страницы или элементы нужно доработать.
А чтобы всегда знать, доступен ли сайт пользователям, можно подключить систему мониторинга: за жизненно важными параметрами можно следить бесплатно.
«Падение» интернет-магазина интимных товаров
Что пошло не так
Компания впервые участвовала в «черной пятнице». Команда заранее объявила скидки и запустила контекстную рекламу, обновила каталог и дизайн сайта. Но в день икс он просто не открылся. На веб-страницу пришло вдвое больше посетителей, чем рассчитывали. Ресурс починили, но он все равно работал медленнее обычного. Да и время, потраченное на восстановление сайта, можно было уделить клиентам. В итоге результат распродажи не соответствовал ожиданиям интернет-магазина.
Что нужно было сделать
Это тот случай, когда команда позаботилась обо всем, кроме технической стороны распродажи. Стоило первым делом проанализировать данные. С помощью Google Analytics оценить посещаемость сайта в обычные дни и, если такие были, во время скидок. Затем нужно было проверить, сколько людей могут одновременно зайти на сайт, и провести стресс-тест, во время которого система будет работать под максимальной нагрузкой. Для этого есть много инструментов — например, можно использовать locust.io, Apache JMeter или «Яндекс.Танк».
Если результаты анализа говорят, что в «черную пятницу» сайту может не хватить ресурсов, лучше перенести его на тариф хостинга помощнее или в облако. Выбрать нужное решение поможет хостинг-провайдер или ваш технический специалист.
Десятичасовой простой онлайн-магазина семян
Что пошло не так
К весеннему сезону компания запустила акцию. 35 000 клиентам отправили SMS- и email-рассылки в день начала продаж. В итоге к базе данных поступило вдвое больше запросов, чем инфраструктура могла обработать. С 12 до 22 в день старта распродажи сайт «лежал».
Что нужно было сделать
Первое и главное — отправлять рассылки по частям. Когда нагрузка распределяется равномерно, сайту и кол-центру легче с ней справиться. А значит, компания получит максимум выгоды и клиенты останутся довольны.
С технической стороны важно масштабирование. Если вы примерно знаете, сколько посетителей придет на ваш сайт, позаботьтесь об их комфорте. Можно увеличить ресурсы сервера, купив новое оборудование и наняв техподдержку для его обслуживания. Второй вариант — обратиться к провайдеру облачных технологий. Это проще и дешевле. Специалисты на стороне провайдера посоветуют, какое решение подойдет именно вам, предоставят техподдержку, администрирование и гибкую систему оплаты. А главное — возможность в любое время увеличить или уменьшить оперативную память, мощность процессора и дисковое пространство.
Напоследок история успешной распродажи.
Что будет, если подготовиться заранее
Все идет по плану
Интернет-магазин начал готовиться к «черной пятнице» за год. Чтобы инфраструктура выдержала пиковые нагрузки, компания обратилась к нам, в hoster.by. Мы построили сложный отказоустойчивый кластер под запросы компании. Это помогло сайту выдержать 16 тыс. запросов в минуту и 8 тыс. одновременных пользователей.
Самый простой способ подготовить интернет-магазин к «черной пятнице» — перенести его в облако. Там легко подстраивать ресурсы сервера под нагрузку, сайт работает быстрее и надежнее защищен от сбоев и атак. А значит, в «черную пятницу» вы сможете заняться обслуживанием клиентов, а не техническими вопросами. Если интернет-магазин уже в облаке, все куда проще: достаточно изучить статистику посещаемости в обычное время и увеличить ресурсы так, чтобы их наверняка хватило при увеличении потока покупателей.