Крупнейший в Беларуси, России и Украине авторитейлер Международный автомобильный холдинг «Атлант-М» обнародовал итоги работы в 2014 году: экономическая ситуация и девальвация национальных валют привела к снижению продаж автомобилей и падению выручки на всех трех рынках. Но при этом увеличились клиентская база компании, количество лояльных клиентов и их удовлетворенность.
Крупнейший для холдинга рынок России по сравнению с 2013 годом показал падение составило 10,3%. Эта цифра могла быть больше, если бы не четвертый квартал, когда из-за стремительной девальвации российского рубля граждане стран Таможенного союза обусловили резкий рост продаж почти у всех дилеров РФ.
Падение украинского рынка стало гораздо более драматичным: по итогам 2014 года было продано около 100 тысяч автомобилей, что является худшим показателем за последние 10 лет. По сравнению с 2013 годом объем рынка новых легковых автомобилей сократился более чем в 2 раза.
Белорусский рынок также поставил рекорд, но в противоположном смысле: впервые за всю историю рынок новых легковых автомобилей достиг планки в 50 тысяч единиц, показав рост в 60% по сравнению с предыдущим годом. Однако официальные дилеры в Беларуси продали 28,3 тысячи, а оставшиеся 21,9 тысяч были ввезены гражданами Беларуси с территории РФ.
Самым негативным экономическим фактором стала девальвация национальных валют, прошедшая в течение 2014 года во всех трех странах, в которых работают предприятия «Атлант-М». Естественно, это не могло не отразиться на показателях работы холдинга. Так, количество автомобилей, проданных автоцентрами компании в РФ, снизилось на 24%. В Украине это падение составило 53%, а в Беларуси — 7%. Суммарно продажи по сравнению с 2013 годом сократились на 24%.
Финансовые показатели также продемонстрировали отрицательный рост: выручка компании составила почти $770 млн, сократившись на 24% к уровню 2013 года, а валовый доход оказался равен $126 млн, что меньше прошлогоднего на 16%.
Благоприятным фактором для «Атлант-М» стал рост клиентской базы, которая теперь насчитывает 405 тысяч клиентов. Это на 52 тысячи больше, чем в 2013 году. При этом количество активных клиентов, то есть обратившихся в автоцентры в течение 2014 года, осталось неизменным — 130 тысяч, а лояльных клиентов, пришедших второй год подряд, стало на 7% больше — 70,6 тысяч.
Рынок Беларуси вырос на 60% и достиг 50 тыс. шт. Продажи иномарок увеличились на 80%. Белорусы постепенно меняют свои потребительские предпочтения и все чаще пересаживаются на новые авто, а не на б/у. Доля новых авто составила более трети от всех ввезенных за год на территорию страны.
«Серый» ввоз автомобилей в Беларусь вырос в 5 раз
Структура «серого» импорта по маркам
Основные факторы, которые будут определять развитие рынка новых авто в Белвруси в 2015 году
- Отсутствие роста экономики, вероятность девальвации
- Утилизационный сбор, высокая ставка НДС, законодательные акты, влияющие на цену автомобилей
- Большие объемы «серого» ввоза в том числе из России
- Провал импортеров без «российских» цен
- Фактор поддержки рынка: большая потребность в обновлении парка
По итогам 2015 ожидаем падение около 10%. Эксперты холдинга, тем не менее, отмечают, что результат по колчеству проданных авто будет вторым в истории.
За январь-февраль рынок вырос на 138%, «серый» ввоз снижается п сравнению с последними месяцами прошлого года.