Одним из самых динамичных в развитии, включая темп роста выручки и прибыли, уровень частной инициативы и объемы инвестиций, качество внедряемых технологий и т.д., является сегодня розничная торговля продуктами питания.
В первом выпуске своего нового проекта под названием «Карта» об успешных игроках в различных секторах белорусской экономики, ежемесячный журнал «Бизнес-ревю» представил 30 ведущих национальных операторов и крупных региональных игроков продуктового ритейла.
Примечание
Одним из условий включения в перечень является наличие более чем одного объекта (по этой причине в нем отсутствует гипермаркет Bigzz). Позиции «количество магазинов», «максимальное присутствие», а также география сети учитывают данные на 1 ноября 2013 года.
Владельцы оператора сети компании «Евроторг», начинавшие бизнес в 1993 году с дистрибуции продуктов питания, построили первый магазин «Евроопт» в 1997 году на улице Казинца, 52а. Несколькими годами позже они приобрели действующие магазины на пр. Независимости, 48 и ул. Алибегова, 13а (последний — у владельца компании «Таир» Павла Шумилова). С тех пор — за более чем 15 лет — «Евроопт» вырос в крупнейшую национальную розничную сеть, представленную во всех регионах Беларуси. В ее состав входят построенные за собственные средства супермаркеты и гипермаркет на ул. Монтажников, торги и магазины, выкупленные у государства и трудовых коллективов («Красавик» в Бобруйске, «Слепянка» в Минске и др.), сети, приобретенные в рамках сделок M&A («Нелли» в Мозыре, торговый дом «Паркброе» в Минске, «Линия ГриНН» в Гомеле), а также взятые в аренду торговые объекты (у ТД «Стрелец» в Полоцке и Новополоцке).
В 2013 году владельцы «Короны» нарушили традицию открывать новый гипермаркет раз в два — два с половиной года. В течение года в столице появилось сразу два новых гипермаркета, а в ближайшее время откроется еще один в Борисове. Также на различных стадиях строительства находятся торговые объекты в Гомеле, Гродно, Солигорске, Молодечно и Могилеве.
В 2013 году компания-оператор «НТС» занималась глобальным ребрендингом, включающим в себя в том числе замену бренда «Корзинка». «Корзинку», с которой в 2002 году в Минске начинал свой розничный проект Игорь Чернявский, постепенно сменяет «Родная сторона» — его совместный с 2008 года проект с украинским банкиром Николаем Лагуном. Первая «Родная сторона» была открыта в 2008 году в Гомеле, который является центром розничного бизнеса оператора. В 2012–2013 годах владельцы «НТС» традиционно активничали на рынке M&A. За менее чем два года в структуру холдинга влились: пожалуй, лучший магазин Минска — универсам «Юбилей-ный-92» Владимира Нерози, гомельский универсам «Сельмашевский», витебская сеть «Омега-ТП» Бориса Гарцмана и лидский ритейлер «ТПФ «Лида».
В 2013 году розничный проект многопрофильного холдинга «Трайпл» прирос еще одним объектом. На площадях торгово-развлекательного центра «Арена-Сити», возведенного недалеко от президентской резиденции «Дрозды», распахнул двери четвертый столичный гипермаркет ProStore.
На долю потребительской кооперации в 2012 году пришлось 10,9% розничного оборота торговых предприятий страны. Сеть подчиненных «Белкоопсоюзу» и его структурным подразделениям магазинов в основном сосредоточена в сельской местности, где расположены 7 тыс. торговых точек (70% от общего числа). При этом 1,6 тыс. магазинов работает в населенных пунктах с численностью менее 100 человек. В последние годы «Белкоопсоюз» пытался конкурировать на розничном рынке и достаточно крупных городов, реконструируя и строя современные торговые объекты. В 2011 году кооператоры отличились на рынке M&A. Опередив на торгах «Родную сторону», они приобрели у Молодечненского райисполкома 96,3% акций ОАО «Молодечноторг» — крупнейшую сеть в городе, состоящую из 15 магазинов.
Соучредитель одной из крупнейших российских розничных сетей группы компаний «Виктория» бывший пинчанин Александр Зарибко заложил часть акций и в 2005 году купил два магазина «Закрама» в Минске. С них началось развитие личного проекта бизнесмена в Беларуси и России — сети «Алми». На 1 ноября 2013 года белорусская сеть охватывала Минск и все регионы Беларуси и включала 41 торговый объект. В России у сети 43 магазина — в Москве, Московской и Орловской областях.
В состав сети «Рублевский» в 2013 году вошли 2 минских магазина российской сети «Вестер». Учредители RTL Holding выкупили их у инвесткомпании «Сбербанк Капитал», которая, в свою очередь, стала владельцем контрольного пакета группы «Вестер», после того как ее создатель Олег Болычев в 2010 году не сумел вернуть кредит Сбербанку. Белорусские «Вестеры» стали «Рублевскими». У компании есть еще 6 магазинов экономкласса «БазаР» (3 — в Минске, по 1 — в Молодечно, Речице и Слониме) и универсам «Европейский» в Минске. В 2013 году RTL Holding объявил о плане развития до 2014 года. В результате его реализации сеть прирастет 25 торговыми объектами. Общий объем инвестиций составляет $74 млн из которых $20 млн выделила МФК. В рамках новой программы «Рублевский» планирует вывести на рынок 5 объектов торговой площадью свыше 1100 кв.м, которых у компании раньше не было. Это позволит к концу 2014 года увеличить среднюю торговую площадь магазинов с 490 до 670 кв. м.
В августе 2013 года в Минске открылся десятый магазин сети, которая представлена в двух форматах — гипер- и супермаркетов. Сейчас ритейлер занят самым крупным своим проектом: «БелВиллесден» планирует к 2015 году открыть торгово-развлекательный центр в районе ст. м. «Могилевская». Общая площадь центра составит 60 тыс. м2, в том числе очередного гипермаркета «Гиппо» — 5 тыс. кв.м.
Розничный бизнес литовских инвесторов, ранее ориентированный в основном на столичный рынок, постепенно уходит в регионы. Крупнейшим приобретением Алмы Яунцемене и ее партнеров за последнее время стала покупка осиповичских магазинов у местного ритейлера Натальи Пахоменко («Панатрэйд»).
Сеть, которую хотя и начинают теснить пришлые конкуренты, по-прежнему остается главным игроком на розничном рынке Витебска. Здесь находятся 52 магазина компании, еще один работает в городском поселке Рудня. В 2008 году «Веста», которую с 1986 года возглавляет Рейман Вениаминов, вышла на рынок Гомеля, а в 2012-м открыла первый магазин в Гродно, частично избавившись от статуса локального бизнеса
Магазины сети в основном находятся на станциях, а также на Центральном железнодорожном вокзале Минска. По итогам 2012 года по совокупной чистой прибыли «ДорОрс» ($7,5 млн) обошел витебскую «Весту» и ряд других сетей. Правда, нужно учитывать, что 20% в обороте компании приходится не на розницу, а на производство алкоголя, мясопродуктов, овощей и цветов.
В последнее время «Виталюр» является одним из лидеров по инвестициям в торговую недвижимость в Беларуси. В течение 2013 года компания Александра Яцука открыла три супермаркета в Минске и Солигорске общей площадью 10 тыс. м2 и готовится к запуску новых объектов. В этом же году «Виталюр» стал участником одной из знаковых сделок на столичном рынке. Компания приобрела известный магазин «Техника в быту», на месте которого в скором времени появится фирменный супермаркет.
В состав одного из крупнейших розничных операторов Витебска входят 32 магазина, а также кулинарный и кондитерские цеха, пиццерия и развлекательный центр «Город» (ресторан, бильярд, боулинг). Владельцами компании, созданной на базе одного из городских торгов, является государство и 525 физических лиц — действующих и бывших членов трудового коллектива.
Под контролем Александра Мошенского находится сеть «Санта», которая существенно приросла в 2011 году после приобретения на коммунальном аукционе пинского ОАО «Продукты». Сеть «Санта» может позиционировать себя как национальная, поскольку имеет магазины в Минске и во всех областях страны. Структуры Мошенского также являются владельцами нескольких небрендированных торгов Бреста. Среди них — ОАО «Брест-Сервис», а с 2013 года и ОАО «Восток». На аукционе, состоявшемся в сентябре 2013 года, «Санта Импэкс Брест» выкупил долю областных властей в ОАО «Восток» за 20,6 млрд рублей.
Основой для розничного проекта, который реализует владелец бройлерного холдинга «Серволюкс» Евгений Баскин, является выкупленный им один из городских торгов Могилева — «Заднепровье». Также три магазина сети открыты во втором по значению городе области — Бобруйске.
Один из самых динамично развивающихся проектов в белорусской рознице за четыре года охватил все регионы страны. Владельцы «Добронома» сделали ставку на экономсегмент, открывая магазины в небольших населенных пунктах.
В 2012 году основной инвестор в этот розничный проект — российская инвестиционная компания «А1» (входит в «Альфа-Групп») заявила, что намерена через два-три года выйти из него. За почти шесть лет в сеть вошли свыше 50 магазинов — это более чем в два раза меньше, чем планировалось при выходе на рынок в 2007 году.
Акционерами крупнейшей независимой брестской розничной сети на середину 2013 года были 6 юридических и 77 физических лиц. К началу 2013 года не менее 25% акций «Продтоваров» аккумулировал в своих руках владелец «Санта Импэкс Бреста» и розничного бренда «Санта» Александр Мошенский. Отметим, что «Продтовары» — это не только сеть магазинов, но и достаточно мощная оптовая структура с сетью складов в Бресте, Гомеле и Гродно, а также филиалами в Минске, Барановичах и Пинске.
Один из крупнейших неприватизированных столичных торгов — лакомый кусок для частного инвестора, несмотря на соответствующее названию месторасположение его магазинов в Заводском районе города. Сейчас «Заводской райпищеторг» является собственностью местных властей и 786 акционеров из числа сотрудников предприятия.
Один из лидеров розничной торговли Новополоцка, обороты которого обеспечивают зарплаты самого прибыльного предприятия Беларуси — «Нафтана», вслед за городской системой плодоовощной торговли взвалил на себя и общепитовский бизнес. В начале 2013 года в состав «Базис-Новополоцка» вошло ОАО «Верасы». В состав компании также входят семь городских рынков, пять промтоварных магазинов, столовые и буфеты и собственная база с железнодорожной веткой.
По некоторой информации, братья Марцинкявичюсы затеяли проект в Беларуси в пику своим партнерам по Maximа — братьям Нериюсу и Владасу Нумавячюсам, после того как те без их согласия купили розничный бизнес в Испании. Как бы то ни было, белорусский проект «Март Инн» набирает обороты. Уже открыто 6 магазинов, в планах — обеспечить присутствие во всех областях Беларуси. В Минской намечено открыть 5–6 объектов, в Гродненской — 3–4, в Гомельской — 6–9, в Могилевской — 2, в Витебской — 3. Самые большие планы касаются Брестской области, где планируется присоединить к сети около 10 магазинов.
В состав сети, обслуживающей жителей Партизанского района Минска, входят 20 торговых заведений. Акционерами «Постторга» являются 2 юридических лица и 155 физических лиц. Во главе компании стоит депутат Мингорсовета Сергей Смольский, председателем наблюдательного совета является Наталья Смольская.
Старейшая и крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть Солигорска постепенно теряет позиции из-за конкуренции со стороны местных частников («Радуга-Свет») и прихода на рынок крупных игроков из столицы. В Солигорске за последние два года открыли свои магазины «Евроопт», «Виталюр», Green, строятся «Корона» и Mart Inn.
У истоков этой сети стоял Борис Цлаф, один из сооснователей фруктового холдинга «Фрутреал». В середине 2000-х не по его воле «Фрутреал» прекратил существование. Однако частный розничный проект «Дионис» сумел дожить в полоцко-новополоцком регионе до сегодняшнего дня, в отличие от проектов двух своих конкурентов, инициаторами которых были местные бизнесмены Владимир Захаров и Сергей Фальковский.
Владельцам розничного оператора, магазины которого расположены в Могилеве и Бобруйске, также принадлежат ночной клуб, ресторан, фитнес-клуб и оператор такси. Сейчас они инвестируют в строительство крупного торгового центра.
Кроме магазинов в Витебске в состав сети входит магазин в Полоцке. Также компания занимается оптовой торговлей продуктами питания в Витебской, Минской и Могилевской областях.
Андрей Заяц начал развивать розничный бизнес до прихода в город горняков крупных игроков — «Евроопта», «Виталюра» и «Короны» — и успешно составил конкуренцию полугосударственному «Солигорскторгу». В планах бизнесмена — открытие магазинов в населенных пунктах, расположенных недалеко от Солигорска (в Слуцке и Старобине).
Розничной сети, акционированной в 2010 году на базе городского торга, с каждым годом все труднее конкурировать с устремившимися в Борисов национальными сетями. В городе открылись магазины «Евроопта», «Соседей», «Белмаркета», «Рублевского», «Санты», «Добронома», «Родной стороны», «Виталюра», «Алми», а в ближайшее время появится «Корона».
Созданная в 1991 году Николаем Синяковым компания «Мерком» контролирует около 10% местного розничного товарооборота. Из 21 магазина «Мерком» продуктами питания торгуют 10 в Орше и 1 в Барани.
Владельцами сети, работающей во Фрунзенском районе Минска, являются 4 юридических и 592 физических лица.