На прошедшем в агентстве БЕЛТА круглом столе по вопросам перспектив развития белорусского рынка алкогольной продукции, директор интернет-гипермаркета «Евроопт» Денис Мороз сообщил, что по уровню развития электронной коммерции Беларусь отстала не только от лидеров, но и от большинства развивающихся стран мира.
На встрече присутствовали представители и руководители концерна «Белгоспищепром», Министерства торговли, ОАО Минск Кристалл», ЗАО «Минский завод виноградных вин», ООО «Завод Бульбашъ».
Основные темы — состояние и перспективы белорусского рынка алкогольной продукции и введение онлайн-торговли алкоголем для стимулирования производителей, борьбы с контрафактом и развития дистанционной торговли в целом.
Денис Мороз представил общую статистику сегмента e-commerсe и аргументы:
«Мы на худших позициях по уровню развития интернет-торговли, нас даже не включают в международные рейтинги. Если в развитых странах онлайн-торговля — это 10% от общего товарооборота, то у лидеров — Великобритании и Китая — 15%, у развивающихся стран 3%. В Беларуси — 1%, пусть даже 1,5. При этом 70% товарооборота в онлайне — это деньги, которые белорусы платят на электронных площадках Китая, России, Великобритании, Германии, налоги с которых не попадают в бюджет. Оставшиеся 30% онлайн-оборота — это и есть доля собственно белорусской электронной коммерции, львиная часть которой приходится на интернет-гипермаркет «Евроопт». Упустим момент — и онлайн-рынок Беларуси «порвут» продавцы из ближних и дальних стран, которые не откажутся поделить пирог европейского государства с почти десятимиллионным населением.
Напротив, если снимем лишние запреты и ограничения, пойдем в ногу со временем — есть большой шанс оказаться в лидерах на пространстве Евразийского экономического союза. Мы активно продвигаем белорусские товары через наш российский интернет-магазин на рынке РФ минуя посредников. Ведь все необходимые для этого условия в Беларуси созданы, осталось лишь убрать устаревшие барьеры.
В России в Госдуму уже в ближайшее время будет передан законопроект о легализации дистанционной торговли алкоголем. Российский бизнес ждет снятия запретов. По нашим данным, сегодня все крупнейшие сети этой страны создают собственные интернет-магазины. Как только появится разрешение, онлайн-площадки заработают. И это позволит российским продавцам в ближайшей перспективе развернуть поставку для белорусских покупателей.
Крупные российские сети заказывают большие объемы товара, что соответственно сказывается на ценах. В России меньше НДС, цены на товары, которые производятся внутри страны также ниже наших. Нашим поставщикам практически невозможно бороться с ценами, которые предлагаются ретейлерами страны-соседки. Пример уже есть — российская экспансия на белорусском рынке автозапчастей. По оценкам экспертов рынка, российские поставщики взяли в этой сфере уже 20% общего товарооборота запчастей.
Ту же картину мы видим и в торговле товарами легкой промышленности, особенно одежды и обуви, о чем я уже говорил. Думаю, все понимают, что произойдет в этой ситуации с белорусскими торговыми компаниями, если и в сфере продовольствия сюда придут крупные российские сети.
Ведь российским онлайн-ритейлерам не нужно даже получать разрешений, обслуживание белорусских покупателей всеми группами товаров за исключением алкоголя и табака они смогут вести с распределительных центров из приграничных с Беларусью городов. Эти распредцентры уже постороены, поэтому система доставки товаров покупателям может заработать в считанные недели. Белорусские интернет-магазины, в том числе и «Е-доставка», будут вынуждены закрыться в связи с глубокой убыточностью очень быстро.
Кроме того, многие наши стационарные торговые сети, которые балансирует на грани до 1% рентабельности, также обанкротятся в короткое время! И это я считаю серьезной угрозой экономической безопасности страны. Возвести барьеры на пути российского бизнеса в пределах единого экономического пространства мы не сможем. Единственный выход — поддержать, пока не поздно, развитие отечественной онлайн-торговли. Если разрешить торговлю в интернете алкоголем и табачными изделиями, этот бизнес станет рентабельным. Им займутся и другие крупные белорусские сети. Мы будем конкурировать между собой, в том числе и ценами, но налоги с розничных продаж на территории нашей страны останутся в Беларуси. И в такой ситуации, когда будет несколько крупных активных белорусских онлайн-ретейлеров быстрая экспансия со стороны российских интернет-магазинов будет крайне затруднительна или невозможна.
Торговля алкоголем и табаком в интернете — это не самоцель. Цель — выращивание сильных национальных операторов, которые смогут противостоять онлайн-операторам других стран. Не создав условий для своих игроков, мы эту борьбу проиграем. Причем, в ближайшие месяцы. Напротив, если государство обеспечит для развития электронной коммерции конкурентоспособную среду, то я убежден, что Беларусь способна очень быстро вырваться на ведущие позиции в этой сфере, от чего выиграли бы все - и страна, и производители, и население.
Проблема алкоголизации населения, доступность спиртного для несовершеннолетних и перспективы развития отрасли, расширения торговых площадок - это две разные темы, которые не стоит увязывать. Можно вообще прекратить производство и продажу алкоголя в стране. Но я уверен, что ситуация со здоровьем нации только ухудшится за счет потребления контрафакта и суррогатов.
Почему, говоря о торговле алкоголем в интернете, мы сразу пытаемся представлять себе какие-то запредельные картины — несовершеннолетних, компании маргинальных личностей? У нас в стране живет огромное количество образованных, нормально зарабатывающих людей, которые хотят покупать элитные вина, коньяки, и которые сегодня ограничены в этом желании — когда находятся, к примеру, на даче или болеют. Или просто не могут пойти в магазин! Государство способно создать действенную систему контроля продаж онлайн. Опыт мировых лидеров электронной коммерции свидетельствует, что торговля спиртным в сети контролируется ничуть не менее строго, чем традиционная розница. Технически создать эффективную систему контроля торговли в онлайне гораздо проще, чем в традиционной рознице.»